Обсчет по правилам

Землю пытаются продавать в обход закона
Землю пытаются продавать в обход закона

— Вы участок под застройку продаете?

— Конечно, в объявлении же ясно сказано.

— Но ведь с начала года землей торговать нельзя.

— А вы об этом не думайте. Главное — договориться, а как документы оформить, мы решим.

Примерно такой диалог состоялся у меня на днях с автором объявления в одной из могилевских «рекламок». Кстати, это предложение о продаже земли было в газете не единственным. Между тем согласно Указу Президента от 28 января 2006 года N 58 с начала нынешнего года установлен запрет на продажу пустующих земельных участков, а также участков, на которых расположены незавершенные незаконсервированные капитальные строения.

Тогда почему иные ушлые землевладельцы делают вид, что ничего не изменилось? Элементарное незнание закона или же все, кто предлагает землю на продажу, собираются как–то «химичить»?

Следующей моей собеседницей стала могилевская пенсионерка. Хитрая бабуля не то чтобы откровенно предлагала нарушить существующий порядок подобных сделок, но намекнула, что выход есть из любой ситуации. Дескать, хоть участок принадлежит ей, сама землевладелица ничего не знает, продать подсказали дети, надо бы с ними и посоветоваться.

Как ни странно, «рекламка», вышедшая в середине января, мало чем отличалась по содержанию от прошлогодних номеров, хотя за это время произошли серьезные перемены: делать бизнес на земле теперь нельзя.

Я насчитала 8 предложений о продаже участков да еще столько же о торговле землей с фундаментом, стройматериалами, проектной документацией.

Удивительно, что многие могилевчане соглашаются приобрести землю сомнительным способом, а ведь покупатель в данном случае рискует больше. Люди как ни в чем не бывало сообщают на весь Могилев через газету, что готовы вести переговоры с частными лицами о купле–продаже участков под застройку в черте города или ближайшем пригороде. Берутся рассмотреть варианты с начатым строительством и не желают иметь дело с посредниками.

Большая часть престижных коттеджных поселков расположена на территории Могилевского района, в непосредственной близости от областного центра. До таких массивов можно добраться городскими маршрутками, именно эти участки по–прежнему пробуют и купить, и продать.

— Ни один нотариус такие сделки оформлять не возьмется, — предупредил начальник землеустроительной и геодезической службы Могилевского района Игорь Петрусенко. — Если же продается земля с постройкой, сначала на строение нужно получить технический паспорт, а уже потом его продавать. Но на «голый» фундамент техпаспорт никто не выдаст.

Тем не менее авторы объявлений продолжают уверять, что, воспользовавшись их «мудрыми» советами, покупатели ничем не рискуют. Одни предлагают заплатить им деньги за участок и фундамент, возвести дом «от их имени» и уже потом переоформлять все на себя. Другие говорят, что, взяв с покупателя кругленькую сумму, пойдут в сельсовет и откажутся от земли, а уж сельсовет законно выделит ее новому владельцу. На вопрос, почему сельсовет пойдет навстречу именно тому, кто оплатил бывшему хозяину это право, а не кому–то другому, кто больше нуждается, вразумительного ответа я так и не получила.

Что ни говори, а риск для покупателя, согласившегося на каждый из подобных вариантов, огромный. К примеру, что мешает человеку, пообещавшему за определенную сумму отказаться от участка, получив желаемое, передумать? Что мешает ему же продать таким образом землю не один раз, а пять или десять? А главное, в этом случае и жаловаться на обманщика не каждый пойдет, понимая, что и сам хорош.

Еще глупее достраивать чей–то дом по чужим документам. Возведешь такое строение, а его настоящий хозяин (ведь на кого документы, тот и настоящий) поселится в нем и будет жить, забыв даже сказать «спасибо».

Впрочем, возможно, он окажется честным человеком (хотя честные законов не нарушают). Но, как говорится, все мы ходим под Богом. И случись что–нибудь с бывшим владельцем недвижимости, тут же объявятся наследники и окажется, что они и знать не знают ни о какой сделке своего родственника. А даже если знают, что им помешает «прикинуться»?

Почему же «рекламки» продолжают принимать сомнительные объявления?

— Да потому, что участки в садоводческих товариществах по–прежнему можно и покупать, и продавать, — с обидой в голосе растолковала мне сотрудница рекламной газеты. — Откуда мне знать, что именно вы продаете или покупаете? Ведь, чтобы дать объявление, посетители предъявляют паспорт, а не документы на землю.

Действительно, обзвонив всех продавцов, чьи объявления мне попались, я убедилась, что примерно половина из них — садоводы, которым надоело каждое лето заниматься посадкой и прополкой.

Но речь сейчас не о них.

С теми же, кто пытается разбогатеть, торгуя участками под застройку, связываться крайне опасно, риск огромный. Тем более что есть вполне законный способ получить землю или купить ее на аукционе и построить дом.

Фото Николая ТИТОВА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter