Всегда ли раскрутка на пользу обряду?

Обряд с раскруткой и без

Рождественскую пору всегда жду с нетерпением. И не только потому, что впечатляет убранство городов и сел. Рождество, а за ним и Коляды заставляют присмотреться к народным традициям. Им место в культуре современных белорусов, пусть и не первое, но отводится.


В моей семье, к примеру, на Рождество принято собираться у бабушки в деревне. И еще с детства ждешь не только этой встречи, но и щедровщиков. Особого колядного обряда в деревне хоть и нет, но, когда на пороге дома показываются ряженые, и дети, и взрослые веселятся, мигом вовлекаются в действо. В иных же деревнях тот же колядный обряд — бренд. Но всегда ли такая раскрутка на пользу самой традиции?

Колядные обряды для Минщины, к примеру, — это самое живое проявление праздничного народного календаря. Только в столичной области из года в год проводится несколько сугубо рождественских обрядов, которые признаны нематериальными культурными ценностями страны. Это «Шчадрэц» из Рога Солигорского, проводы Рождества «Цягнуць Каляду на дуба» из деревни Новины Березинского районов. И, конечно, самый знаменитый — «Калядныя цары» из копыльского Семежево.

10 лет назад, в 2009-м, «царей» занесли в Список мирового нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Обряд появился еще в XVIII веке, когда на территории деревни размещался отряд русской царской армии. Солдаты ходили по домам и устраивали представления, за что местные жители платили рождественскими лакомствами. Возрождали обряд по крупицам. «Реставрацию» окончили в 1996-м, когда впервые группа энтузиастов прошла по деревне. Колоритная рождественская традиция сделала поселок заметным на культурной карте мира. Но теперь многие сельчане такой славе не рады, ведь обряд в последние годы лишился камерности, самобытности, которые и притягивают, как магнит. Дело в том, что каждый январь на старый Новый год население Семежево увеличивается в разы. И не только потому, что на обряд собираются семьями. В поселок едут журналисты, культурологи, фольклористы, туристы… Одним словом, все те, кто хочет посмотреть на копыльскую традицию своими глазами. Излишнее внимание, говорят скромные сельчане, порой сбивает — мол, гостям все почести, а как же обряд?

Работа по восстановлению традиций национальной культуры активно ведется на протяжении всей истории суверенной Беларуси. И если «царей» реанимировали больше 20 лет назад, то некоторые обряды возрождаются буквально на наших глазах. Два года назад в лидской деревне Ваверки старшеклассники местной школы и культработники восстановили «Трех королей». Обряд тоже колядный, корнями уходит в католическую традицию. После мессы в костеле на Крещение верующим раздают освященный мел. Этим мелом хозяева ставят кресты на дверях своих домов и пишут первые буквы имен трех королей (Каспера, Мельхиора, Бальтазара) — мудрецов, которые первыми пошли за Колядной звездой. В день праздника готовится обильный стол, а по деревне ходят ряженые «три короля». Эту группу составляют неженатые парни, которые заглядывают с поздравлениями в дома сельчан, показывают сценки на евангельские темы, поют рождественские песни.

В этом году ваверковскую традицию подхватил Белорусский государственный музей народной архитектуры и быта. Там будет художественная реконструкция на основе этнографических сведений, переделанная на современный лад. А еще — батлейка, угощение чаем с травами, белорусские народные забавы и танцы, мастер-классы и праздничный концерт с участием фольклорных коллективов. Как видим, на недавно восстановленной сельской традиции уже пробуют зарабатывать. С моей точки зрения, это неплохо по нескольким причинам. Все, кому интересен обряд, смогут увидеть его своими глазами, причем необязательно ехать в лидскую деревню. Для самой Ваверки это, безусловно, плюс, ведь обряд без лишних глаз, как и положено, будет камерным.

uskova@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter