И в деревенской школе можно достичь в постижении физики олимпийских высот. Едем в деревню Большие Мотыкалы

Обречены на успех

Не было и года, чтобы учащиеся средней школы деревни Большие Мотыкалы Брестского района ни занимали призовые места в какой-либо олимпиаде. Корреспондент «НГ» побывала там и познакомилась с юными знатоками и педагогами, которые их готовят. А также выяснила, планируют ли ребята воспользоваться льготами, позволяющими стать студентом вуза без вступительных испытаний.


Новые возможности

Действительно, уникальным стало то, что четыре первых места в университетской олимпиаде по физике, которую проводил Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина, заняли одиннадцатиклассники Мотыкальской школы. Все они — ученики Инессы Степановны Хвалько. К слову, благодаря ей парни и решились на подобную «авантюру». И не зря. Двое из них будут пользоваться возможностью поступления в педуниверситет без вступительных экзаменов и, по сути, уже 16 июня станут студентами. Среди них — обладатель диплома I степени Максим Солтанюк. Парень планирует поступать на физико-математический факультет:

— Хочу быть учителем физики и информатики. Многие удивляются моему выбору. Мол, как так, высокие баллы, почему не попытать удачу в минских вузах? Сегодня гораздо больше желающих стать программистом, чем учителем. Но у меня душа лежит к преподаванию. Возможно, сказалось и то, что нашу семью отчасти можно назвать педагогической: мой дедушка был учителем физики, а две бабушки преподавали в начальных классах.

К слову, физика Максиму всегда легко давалась. Вот и на репетиционном ЦЭ набрал 92 балла — по шкале перевода это оценка 10. На репетиционном тестировании результат был в пределах 90.

— ЦЭ писал по математике, ЦТ сдам по физике. Хотя могу и не сдавать, ведь льгота позволяет этого не делать. Но я ведь готовился, поэтому для самоудовлетворения нужно сдать, — говорит Максим.

А вот обладатель бронзы на университетской олимпиаде Константин Софронюк планирует поступать в БГУИР:

— В олимпиаде участвовал скорее из любопытства. Было интересно узнать, на что я способен. Чтобы дойти до финала, нужно было решить на предварительном этапе семь задач, на заключительном — пять. Каждая задача оценивалась в 20 баллов, соответственно по 20 %. Я набрал 61 %. Однако поступать буду в минский вуз. Меня интересуют специальности «инфокоммуникационные технологии (системы распределения мультимедийной информации)» и «защита информации в телекоммуникациях». На первую нужно набрать 330 баллов, на вторую — 312.

Куда конкретно податься, Константин будет решать после того, как получит результат ЦТ. Тестирование он, как и Максим, будет проходить по физике, которая дается парню легче, чем математика.

Главное — понять

В этом году физику будут сдавать 12 выпускников школы из 20. И это не только дети, которые занимаются в профильном классе, но и те, кто в базовом. Цифра действительно большая. От многих ребят можно услышать, что с физикой у них отношения сложились более дружелюбные, нежели с математикой. И все благодаря Инессе Степановне. Она преподает физику уже около 30 лет. Сама выпускница Мотыкальской школы. Отучившись в университете, вернулась в родные стены. К слову, дочка Инессы Степановны пошла по стопам мамы — преподает в брестской 28-й школе. И тоже физику. Чего греха таить, некоторые ребята, прошедшие через уроки Инессы Степановны, хотят связать свою жизнь с этим нелегким предметом, который педагог научила любить и главное — понимать.

Знакомиться с физикой в школе дети начинают с седьмого класса. А с восьмого здесь появляются предпрофильные классы. От базовых они отличаются увеличенным количеством часов, отведенным на физику и математику. К примеру, если у базового класса физика только два раза в неделю, то у предпрофильного — четыре.

— С восьмого класса я предлагаю детям тестовую форму подготовки. Поэтому они уже тогда начинают готовиться к тестированию. Изначально я их учу разбирать условие задачи. То есть они должны четко понимать, что дано, как записать и что нужно найти, — отмечает педагог.

Требовательность преподавателя объяснима. Ведь на тестировании время играет важную задачу. И пока один будет тратить драгоценные минуты на переводы единиц измерений, другой — добираться до сути задачи.

— На тестировании важно не просто решить задачу, а сделать это быстро. То есть они должны понять, из какого раздела задача. Я им говорю, если вы не поняли условие, значит, мы трогаем это задание. Потому что если ребенок не понимает, что искать, он все равно не решит эту задачу, еще и время потеряет.

На репетиционное тестирование по физике ученики Инессы Степановны начинают ходить с десятого класса. Как раз тогда предпрофильные классы преобразовываются в профильные. По словам учителя, все ее десятиклассники-«профильники» спокойно набирают по 60 баллов на репетиционном тестировании:

— На эти баллы у них пройден материал. При этом я их предупреждаю: не решаем то, что не знаем, не надо угадывать.

Как прошел второй ЦЭ?

В прошлое воскресенье школьники сдавали второй ЦЭ по предмету на выбор — одному из 13. Самыми популярными стали математика и биология. Зарегистрировались на ЦЭ более 53 тысяч человек. Явка была высокая, отметил министр образования Андрей Иванец:

— На второй экзамен не явился 181 человек — на одного меньше, чем в первый раз. Снова по причине отсутствия паспорта не были допущены четыре человека. Здесь произошла легкая смена действующих лиц. Двое ребят, которые в прошлый раз были без паспорта, пришли с документами. При этом два человека, которые в прошлое воскресенье были с паспортами, в этот раз явились без них в надежде на то, что можно будет сдать централизованный экзамен.

В четырех областях зафиксированы единичные нарушения. Удалены из пункта сдачи ЦЭ семь выпускников.

— Мы провели анализ: у шести из них годовые оценки — 9 баллов. Думаю, сказалось волнение, желание сдать экзамен на высокий балл. Все они, кроме одного, планировали поступать в учреждения высшего образования, — констатирует Андрей Иванец. — В этом году у них уже не будет такой возможности. Они пойдут сдавать ЦЭ в иные сроки — в августе. Безусловно, если нарушений больше не будет, то сдадут экзамен, получат аттестат и смогут поступать в наши колледжи. Или же могут подождать год, чтобы в следующем году заново идти на три централизованных тестирования и поступать в университет.

Свой путь


Не только олимпиадниками по физике богат одиннадцатый класс Мотыкальской школы. Елизавета Соколова заняла третье место в третьем этапе республиканской олимпиады по русскому языку и литературе — стала одной из лучших в области. Казалось бы, можно выдохнуть, победа в олимпиаде — гарантия поступления в вуз. Однако Елизавета выбрала иной путь:

— Я могла подать документы и практически сразу быть зачисленной в любой педагогический вуз страны, в том числе в БГПУ имени Максима Танка в Минске. Но педагогические специальности — не мое. Для педагога важно уметь устанавливать контакт с учениками, доходчиво объяснять материал. Мне это тяжело дается.

В планах Елизаветы поступать в БГЭУ на логиста. За плечами уже ЦЭ по русскому языку и математике. Осталось дождаться ЦТ по английскому языку. С ним девушка на «ты». Пишет на те же баллы, что и русский, — 100. Поэтому в успехе не сомневается. Говорит, главное — настроить себя на положительный лад во время тестирования, тогда успех, можно сказать, в кармане.

КСТАТИ

С 17 по 25 июля начнется подача документов в вузы на бюджетную и платную формы. До 27 июля будут принимать документы на очной дневной форме по направлениям образования «сельское хозяйство», «ветеринария», «рыбное хозяйство» и «охрана труда». Касается это и платной, и бюджетной формы. Также дольше принимать документы будут на все специальности в Военной академии и Институте пограничной службы, на военных факультетах, на некоторые специальности в других вузах.

yankovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter