Образы образования

Субъективные оценки и объективный подход
Субъективные оценки и объективный подход

Насколько полно позволяет оценить уровень знаний абитуриентов централизованное тестирование, не слишком ли сложны для детей современные школьные программы, почему молодежь неохотно идет на преподавательскую работу — это лишь часть вопросов, обсуждавшихся во вторник на совещании Президента с членами республиканского совета ректоров высших учебных заведений. Высказанные предложения будут обобщены, проанализированы, а наиболее интересные и рациональные — реализованы.

Ректор БГУ Василий Стражев предложил разрешить абитуриентам подавать документы одновременно в два вуза. В поддержку нынешних правил приема в высшие и средние специальные учебные заведения выступила ректор Белорусского государственного университета культуры и искусств Ядвига Григорович. По ее мнению, именно формализованная проверка знаний абитуриента позволяет исключить субъективный подход со стороны членов приемной комиссии. Кроме того, нынешние правила уже приняты учителями, школьниками, их родителями.

Ректор Белорусской государственной академии искусств Ричард Смольский отметил: важно, что есть определенность — единые правила приема в высшие учебные заведения. Что касается ЦТ, то...

— Слава Богу, для творческих вузов остались экзамены по специальности, — с облегчением вздыхает Ричард Болеславович. — Наши абитуриенты сдают три таких экзамена, по которым могут набрать максимально 30 баллов. Этот результат для нашей приемной комиссии самый важный. На мой взгляд, не стоит сдавать ЦТ заочникам: в прошлом году на специальность режиссура кукольного театра на заочное отделение к нам не поступило ни одной заявки. Отпугнуло абитуриентов ЦТ. Ну разве может сдать тесты человек, окончивший школу 5 — 10 лет назад? А по срокам обучения мое мнение таково: более 200 лет художники учатся по шестилетней программе. И она себя оправдала. Да и профессией дизайнера нельзя овладеть за четыре года.

Процесс интеграции среднего специального и высшего образования чреват, как отмечалось на совещании, превращением техникумов и колледжей в промежуточную ступень на пути к вузу. Есть ли в этом резон? Директор Минского государственного архитектурно–строительного колледжа Иван Шостак уверен, что нет. «Зачем кассиру высшее образование? — рассуждает Иван Иванович. — Безусловно, стремление молодых людей самосовершенствоваться, учиться похвально. Но государственные деньги надо использовать рационально. Нам не нужны юристы, экономисты, которые, получив диплом, окажутся невостребованными на рынке труда. Скажем, наш колледж выпускает около 500 специалистов в год. Выпускники строительных специальностей получают стопроцентное распределение».

Как решить кадровый вопрос? «Сверху» — совершенствуя систему стимулирования труда. А «снизу»? Тут у всех свои рецепты.

— Когда в 2002 году я возглавил вуз, у нас было 13 докторов наук, — рассказывает ректор Брестского государственного технического университета Петр Пойта. — Сейчас их 21. Мы ценим свои кадры, стараемся заинтересовать выпускников учебой в магистратуре, аспирантуре, а преподавателей — работой над большими строительными проектами. И результат есть! Больше половины преподавательского состава — это выпускники вуза. Каждый год 10 — 12 человек получают ученые степени. Диссертации защищает 18 процентов аспирантов.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter