О рецептах финской системы образования

Образовательные рецепты с Кари

На мастер–класс финского педагога Кари Лоухивуори в Минске записались около двух тысяч учителей и родителей. Возник настоящий аншлаг, организаторам (пригласила его к нам компания–застройщик «А–100 Девелопмент» для оценки их новой школы) даже несколько раз пришлось менять площадку, чтобы разместить всех желающих. Еще бы, ведь зарубежный гость — настоящая звезда в сфере образования: более 40 лет стажа в школе города Эспоо, из них 30 — в качестве директора, а сегодня это посол финской системы образования. Большинство его советов сводятся к постулату: рискуйте и учитесь на ошибках! Слушаешь такую лекцию и невольно прикидываешь, насколько это применимо к нашей школе?

Главный посыл финского образования сегодня можно сформулировать так: научить детей, как учиться, то есть подготовить их к жизни. Не работает метод? Значит, он не приспособлен к ученику, а никак не наоборот. Именно в Финляндии внедряют самые спорные для нас, выросших в классической школьной системе, подходы. Отменяют правописание, заменяя его навыками набора на планшете. Говорят, что необязательны какие–то знания — скажем, столиц государств, — когда в кармане всегда смартфон. Но при этом активно поощряют чтение: решил свой пример на уроке — можешь почитать книжку (томик обычно лежит на парте у каждого ученика), пока другие закончат. Вообще, Кари Лоухивуори не устает повторять: школа — это окно в мир, она должна быть в удовольствие. А секреты успеха финского образовательного уровня формулирует, словно детскую мечту: короткий учебный день, много перемен и времени для игр, мало домашних заданий и длинные каникулы. Вам кажется, что чересчур? А я думаю, что–то в этом определенно есть.

Но если серьезно, секрет все–таки в другом. В 1970–х годах Финляндия перевернула свою систему образования с ног на голову. Именно тогда все школы стали государственными и перешли на единую национальную образовательную программу, что исключило коррупцию и социальное неравенство. А заодно отменили вступительные экзамены при переходе на следующий уровень (это, согласитесь, явно перекликается с нашей ситуацией вокруг испытаний в пятые классы гимназий). В ту или иную школу стали принимать по территориальному принципу: мол, где живешь — там и на занятия ходишь (тоже ведь у нас о таком говорят). При этом в финских школах не пишут тестов и не ставят оценки. Вернее, формально отметки есть (от 4 до 10), но это лишь условность. Говорят, так исключают конкуренцию между учениками, чтобы каждый ребенок соревновался лишь со своими собственными предыдущими успехами. «Как же тогда результат работы оценить?» — недоумевали наши педагоги и вместе с ними я. Оказывается, словами! То есть учитель, заявил Кари, должен рассказать ребенку, как тот преуспел, скажем, за месяц, над чем следует тщательнее поработать. Реально ли это для наших школьников? Увы, от учителей неоднократно слышала: отмени у нас отметки — к биологии или литературе многие просто перестанут относиться серьезно. Кстати, первые шесть лет учебы в Финляндии — начальная школа с одним учителем по всем предметам. Там говорят: не нужно спешить в обучении, оставьте ребенку детство и возможность побездельничать. Не знаю, как для вас, а для меня еще один повод для дискуссии.

На особом счету у финнов и уроки труда, которые с седьмого класса — обязательная часть образовательного процесса. И если в нашем понимании на таких занятиях девочки учатся нарезать салаты, а мальчики — мастерить табуретки, то здесь все вместе осваивают и кулинарию, и работу в мастерской, и прочие полезные в быту навыки. Ну или просто забавные, как, скажем, смастерить гитару. Еще один посыл Кари заставил задуматься: атмосфера класса, где полная тишина, все поднимают руку и сидят на своих местах, безнадежно устарела. Мол, дети теперь очень разные, к ним нужен особенный подход. Тут, мне кажется, Кари подразумевает не столько особенности характера, сколько европейские реалии. В его родной школе больше половины учеников — дети иммигрантов, которых приходилось учить непростому финскому языку с нуля...

А основным ингредиентом рецепта качественного образования в финской школе называют учителей, быть которыми там очень престижно и в то же время непросто. Все они обязательно оканчивают магистратуру и ведут обычно пару предметов. Скажем, один преподает математику и химию. Причем в работу учителя в Финляндии не принято вмешиваться. Никому. Главное — доверие. Поэтому и проверки здесь благополучно отменили, признав, что те больше напоминают костюмированный спектакль, где все при галстуках и натужно друг другу улыбаются (этот эпизод Кари показывал на сцене особенно артистично). Лишь иногда выборочно по стране проводят срез знаний, который сравнивают с анализом крови из пальца. Что–то вроде подтверждения, что организм работает нормально...

pasiyak@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter