О вялотекущей в сети дискуссии о реформе образования

Образовательные дебаты

Никогда образованное общество не перестанет спорить о системе образования. Это ликбез хорошо (но и чертовски трудно) вводить, когда неграмотны почти все. А вот дальше каждый имеет свое, подкрепленное собственным образованием, мнение.

В связи со всё более частым появлением в интернете отдельных статей, заметок и высказываний в стиле «советская система образования — зло, которое нужно искоренить» хочу сказать хоть пару слов в ее защиту. А то все «независимые» и «сьвядомыя» скоро сами себя убедят, что это очевидная, данная чуть не на скрижалях, истина. Благополучно забыв, что большинство из них о других «системах» знают по рассказам и слухам и все–все, кто сегодня ловко складывает буквы в слова, — были выучены «по–советски».

Обойдемся пока без моего вклада в реформу образования, поскольку профильной квалификации и, главное, опыта не имею. Однако советской системой образования выучен учиться, обучен анализу, логике и синтезу, приучен обращаться к первоисточникам. Потому считаю, что смогу высказать пару небесполезных мыслей о ходе и формате самой дискуссии.

фото артура прупаса.

Краткое изложение претензий

Итак, на Западе хорошо «самому заботиться о своих предметах и расписании». Учат там не «одинаково, как в Беларуси, когда за семестр проходят всю философию», там есть «университетская автономия и академическая свобода». Это краткая суть разных претензий к нашему образованию. Нет свободы.

Дайте ее, свободу, студентам (а заодно и ректорам, и всем университетам, какая бы контора так себя ни назвала, и вообще «академическому сообществу», в которое очевидно для него входит каждый критикующий) — дайте, и образование рванет... Слушайте, мы ведь вместе с вами «вот этими вот руками» прошли сказку о «свободной руке рынка», которая отрегулирует абсолютно все до степени полного счастья! Оказалось — миф, да еще и густо замешанный на лжи. Кто бы мне рассказал, почему практический опыт походов в магазин у некоторых «экспертов» категорически не сочетается с их же высокообразованными теоретизированиями? Но уж не недостатки советского образования тому виной, честное слово.

Еще о свободе: дайте ее детям, полную. Например, в питании. Они будут чистить овощи, варить супы и тереть драники? Нет, они будут хрустеть чипсами и запивать колой. Это правильно, полезно, хорошо? Тоже нет. Почему же с высшим, скажем, образованием будет не так? Как необученный студент может выбирать себе курсы «по интересу», если он не знает, что на самом деле нужно учить по специальности? К примеру, никто в здравом уме не возьмется учить сопромат. Между тем без сопромата ни мосты, ни здания не строятся. Мы хотим инженеров, которые строить готовы, но ничего не гарантируют? Вряд ли. Значит, надо учить. А учить — это и заставлять тоже. Студенты, по–вашему, не дети? Бросьте, кто так говорит, напрочь, видимо, забыл, как сам был студентом.

Аргументы за свободное образование типа «весь семестр мы изучали Пьера Бурдье (социолог и этнолог, если кто не знает, я, например, не знал. — А.М.). Второй семестр — Райнхарта Козеллека (теоретик истории, надо же. — А.М.). Неделю за неделей читаются тексты одного автора и обсуждаются...» — такие аргументы всерьез рассматривать не берусь. Реплики такого рода свидетельствуют о добротных тройках по школьной арифметике. Разделите пусть даже современных (не говоря о классиках) авторов на три (семестра в году) — получите количество лет обучения. Вот студенты на Западе и порхают из университета в академию, из страны в страну, набирая себе гранты и курсы, специализации и пособия. Пока не надоест «учиться». От образования здесь мало что есть.

Если человек искренне считает себя, скажем, философом, изучив досконально «творчество Бурдье и Козеллека», мне его так же искренне жаль. Советская система образования — да, она давала диалектический материализм за один семестр. Но если ты потом хотел продолжать учиться думать, то еще несколько лет возвращался к Канту, к Гегелю, к Марксу и к Ленину (да–да–да!), обращался к китайским, индийским, восточным мыслителям. Причем к академическим изданиям, не к интернетным пересказам. То есть — продолжал учиться думать на базе преподанного материала. Если хотел.

ФОТО ВЛАДИМИРА ШЛАПАКА.

Критика нечистой аргументации

Все приведенные доводы повторяет одна и та же компания «экспертов». Несменяемая, как вечные патроны в крутящейся обойме: методолог, проректор, доцент с редактором журнала и писатель–блогер с учителем–активистом. Половина из них обязательно «основали» какой–нибудь «университет». Хорошо хоть не платоновскую Академию, право слово.

Как вишенка в списке про «зло советской системы»: «уникальность белорусского образования заключается в мифологизации советского наследства». Наследство, как понятно из контекста, плохое, а мы его еще и мифологизируем. Как же тогда «добраться до цели»? До какой же, спросит внимательный читатель? «Болонский процесс имеет цель гуманитарно–технологичными средствами сформировать европейскую идентичность», — веско отвечают «эксперты».

Заметьте, что ни белорусов, ни даже каталонцев с баварцами никто не спрашивает, хотят ли они быть «европейски идентичными». Для наших же критиков советской системы это априори высшая цель. А теперь читайте: «Через механизм стандартизации образования и мобильности студентов в границах Европы создается новая историческая общность людей — европейцы». Если бы это не было цитатой с некоей «панельной дискуссии» тех же «экспертов», я бы тоже не поверил глазам. Получается, о новой исторической общности людей (европейцах) всерьез рассуждают те, кто лишь недавно вышел из другой (и тоже новой и исторической) общности людей. Называлась она «советский народ». Чудеса. Невысоко образованный, но весьма при этом эффективный Давид Маркович Гоцман сказал бы: «Цирк!»

Но в цирке все по–честному. А в нашей дискуссии об образовании — нет. Заявлять об отсутствии в СССР бесплатного образования, апеллируя к «промежутку 1940 — 1956 гг.», по меньшей мере некорректно. Говорить «стало очевидно, что все победы «советского» образования остались в прошлом, это... идеологический штамп и элемент пропаганды» — значит пытаться вбить в головы новый миф. Просто навскидку: успехи белорусского ПВТ — они на основе какого образования взялись?

«От периода царской России до постсоветских времен СССР дал миру 25 лауреатов Нобелевской премии, в то время как США — 314». Ну, про «нобелевки» вроде уже всем стало понятно после награждения, скажем, Барака Обамы? Если нет, то вот вам слова настоящего лауреата по физике Виталия Гинзбурга: «Каждый физик может получить Нобелевскую премию, если проживет достаточно долго». И потом: а как же ракеты, ядерные реакторы, лазеры, ультразвуковая дефектоскопия (в том числе и УЗИ), сверхпроводники, физика низких температур, гипотеза Пуанкаре?.. Вам шашечки или ехать?

Практические советы

Как и положено в методологической статье по ведению дискуссии об образовании, резюмирую.

Не ломитесь в открытую дверь. То, что наша белорусская система образования нуждается (и всегда будет нуждаться) в совершенствовании, — понятно. Тривиальная мысль. Критикуя, предлагайте. Но: с одновременным анализом разносрочных последствий своих предложений. Вот тогда появляется предмет дискуссии. А заполошно кричать «Мы ждем перемен!» — удел пубертатных подростков.

В мире вообще мало аксиом. Не стоит множить их количество, употребляя слова типа «миф», «зло», «очевидно» и «на Западе» и комбинируя их в псевдоинтеллектуальные конструкции. Теоремы же нужно доказывать, делайте это без использования статистики типа вышеприведенной «нобелевки». Не хотите доказывать — ваше право, тогда прямо заявляйте в начале: постулирую вот что. Можно еще добавить «по поручению и за гранты» того–то и такого–то. Возможно, сама дискуссия после этого станет излишней.

Не умничайте, формулируйте проще, говорите по–человечески. Тогда многие поймут, о чем на самом деле вы ведете речь. И дискуссия станет предметной, а не чтобы выделиться.

Очевидно, что весь этот перечень можно предъявить и к данной статье.

mukovoz@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter