Вот не зря в прежние времена цензура не давала гончарам оценивать сапожников. Ох, не зря

Образованцы хуже дилетантов

Дилетантство белорусских образованцев огорчает («Реальные опасности», 16.09.2021 г., «СБ. Беларусь сегодня»). Но их же воинствующее невежество – удручает.

Кто и когда сказал, к примеру, Вове Цеслеру, что он может в мыслителя? Не иначе, прозвучало сие во времена его же студенчества – в молодости мы все мыслители. Но прожив жизнь, надо же себе – себе самому, хотя бы! – отчет отдавать?

Ересь

Нет. Приходит к Вове кукуха (это такой сорт недожурналисток) и спрашивает про «невзаимозаменяемые токены». Ну, чтобы в дальнейшем интервью был восторженно недостижим уровень обоих: и Михно, и Цеслера. Мол, впереди планеты всей, хоть с виду и неказистые.

А Яковлевич – в лучших традициях молодых времен, когда таких кукух умными словами-то и забалтывали до потребного состояния, – и отвечает: «Вот во времена Совка все говорили про Карла Маркса» – да ну? Не было такого. Врет Цеслер.

«Чтобы читать Маркса, нужно как минимум иметь высшее экономическое образование, иначе в чем ты там разберешься?» – по себе судить не стоит. Чтобы читать Маркса, нужно желание. И умение читать, само собой.

«То, что написал Маркс, – великое учение, оно останется на века» – откуда Вове это знать, коли не читал и не разобрался за неимением?

«Правда, мы с советской властью его даже не нюхали. Вот в Западной Франции социал-демократы, да даже анархические движения живут по учениям Маркса». Собственно, для чего и было ляпнуто все предыдущее, мол, уж я-то знаю, мне-то поверьте. Чтобы заявить: мы и не нюхали. Даже.

А виновата, естественно, советская власть.

Необразованность

Слова Цеслера, конечно же, разнесутся – он ведь талантливый. Как человек не вышел – ну да первый ли раз такое среди художников и творцов?

Потом эти слова начнут цитировать. Затем они могут стать «общим местом»: всем известно, что советская власть была категорически против того, чтобы даже ее верные цеслеры понюхали марксизма.

И на эту ересь начнут ссылаться как на первоисточник.

Потому все же придется рассказать о том, как оно на самом деле. Постараюсь очень коротко.

Именно «в Совке» лучше всех в мире разобрались в марксизме – и сумели воплотить теорию в жизни. Именно испугавшись верности марксизма (практика – лучший критерий), после этого на Западе (в Западной, в том числе, Франции) стали искать способы борьбы с ним. И нашли. Один из них – опошление.

«Плохой вкус испортится, а хороший станет еще крепче», – пророчит Цеслер. Не всегда. Не в его случае, получается.

Именно благодаря советской власти, ставшей развитием идей Маркса, Цеслер в нашей стране имел все, что должен был иметь успешный художник. «То, что положено тебе в этой жизни, ты должен вырывать с трудом», – жалуется он сейчас. Так ведь, Яковлич, смысл жизни – в борьбе, любой марксист знает!

Пошляком оказался по жизни белорусский талант, что тут поделать.

Безответственность

«А вы знаете, почему именно в Минске прошел первый съезд РСДРП? Оказывается, самый большой процент социал-демократов среди полицейских был именно здесь. Когда-то наш город охраняли городовые», – раскрывает Вова секрет Ире. Та млеет.

То есть подпольщики-эсдеки, которых и была-то на всю Россию малая кучка, знали кадровые сведения Департамента полиции по Саранску, Пензе, Минску и Житомиру? И могли, разложив таблицы и сравнив, выбрать лучшее место… Ахинея от художника вдвойне опасней.

Кстати, городовые охраняли любой уездный и больше город, начиная с 1862 года. Любой, а не только нарисованный цеслерами для кукушек.

Но ведь этот бред цеслеры не сами придумывают? Им ведь кто-то эту ересь в «умных разговорах» подкинул? То, что они купились – другой вопрос. Опять же, те, которые подкинули, – предполагали, что заменившие себе голову кукухой – купятся?

Потому что – образованцы. Признаться в собственном невежестве выше их сил (= как и у дилетантов, смотри статью). Все бы ничего, но так формируется сначала система взглядов и круг людей в мастерской художника – фактически, второй, даром предоставленной государством («Совком»), квартире.

Затем эта система расходится все шире через «круги приближенных».

А потом приходит «меценат и филантроп», берет к себе флейтистку – и с помощью тех же кукушек весь этот и другой подобный бред широким потоком льется в общество. За перевранным фактом – откровенный фейк, за ложной посылкой – абсурдный вывод, безостановочно, со всех сайтов и сетевых журналов. Не сразу и поймешь, за что хвататься, что оспаривать.

Уже выдержанный в цеслеровских бочках бред – не каждый и устоит.

Судьба человека

Зачем Вове «невзаимозаменяемые токены»? Очень деньги нужны. Живет он приживалкой у чужих людей, талант разменял на так себе карикатуры, служит для беглых определенным символом.

Не им самим, кстати, и определенным: когда его из страны «вывозили друзья» (привет братэллам Коллезиным!), они далеко не самые лучшие струны души художника дергали. Теперь цеслеры, сидя на горьких харчах-подаяниях, мечтают: «Но если я приеду, конечно, найду себе новую мастерскую: столько министров полетит к чертовой матери – можно будет любой из их кабинетов занять». Наверное, это у них и есть марксизм.

Не приедут они. Никогда. Даже если мы с вами простим и позовем – коллезины не пустят. Те самые, что «вывезли». Вот и получается для цеслеров: коготок увяз – всей птичке пропасть.

Даже немного обидно, что таких вот – талантливых в своих областях, много сделавших было для страны и даже бывших когда-то предметом нашей гордости – придется вымарывать из учебников. Ведь бред, который они несут, проще не транслировать, чем потом его развенчивать в головах у девчонок, мальчишек и также их родителей.

Государство вести – не дизайном трясти

Надеюсь, понятно, что говорим мы сейчас не о Цеслере. И даже не только о творцах, а и о медиках, военных, дипломатах, экономистах – обо всей социальной страте образованцев. Которые, показав себя в чем-то, стремительно окунаются во все. В чем понятия не имеют.

Простой пример: ставший экстремистом Мотолько. Согласитесь, насколько удобно быть «городским активистом»: ты снимаешь безобразия и рассылаешь, пишешь сам и учишь других петициям, тебя начинают даже побаиваться – но исправляют пусть чиновники! К которым ты же и сеешь недоверие, презрение и ненависть.

Они пусть работают – мы же будем с умным видом рассказывать, почему они работают плохо. Будем призывать сломать эту систему – но не чтобы построить другую, мы и Маркса-то ниасилили. Просто: эту – сломать. Вон ведь, в Западной Франции-то… и городовые у нас были…

Неважно, что она, система, по сути, все тебе и дала – дала она «то, что тебе положено в этой жизни». Ну, а отсюда лишь один шаг до разделения общества в собственной голове на «илиту» (себя и своих коллезиных) и «чернь». Невероятных и ябатек. Первым – положено. А вторые недостойны внимания.

«Оказывается, Беларусь может жить без президента» – вещают цеслеры, сидя на Кипре или в других «белорусских домах». Ну, они же могут, хоть и на чужих харчах? Вот и Беларусь так же.

«Все же так считают [что Тихановская наш президент], не только я. Народ сделал свой выбор» – цеслеры в своей «положенной жизни» народ видели, лишь когда на Комаровку за деликатесами ходили. Однако «илита» ведь всегда говорила за «чернь», Маркса надо читать.

«Но она думает, что ей сложно будет возглавлять страну. А почему сложно? Даже вон Лукашенко, даже ему не сложно...» – добрались до главного. Да кто угодно может, че там сложного-то? А я кабинет министра займу. Захочу – будет мастерская, захочу – хлев разведу...

Вот тогда и заживем.

***

Двум вещам, полагаю, учителям и педагогам нужно особенно внимательно учить наших детей. Учить их говорить за себя, а не за народ. И отвечать за себя, за свои слова и поступки, для начала.

И поскольку, как мы уже поняли, Маркс непостижимо сложен, для исторических примеров стоит обращаться к эпохе Возрождения. Когда цеслеры, соловьи, белохвостики, мартовы, моничи – за великую честь почитали служить тем, кто государство возглавлял. Про скакух, бягух, плывух и говорить нечего.

Боролись за такое право. Счастливы были быть нужными – и сытыми, и в тепле, и при должностях. Расцветали своими талантами и так оставались в истории.

Которую чернявские, дынько, калинкины и прочие федуты с мартиновичами исправно записывали. Исправно: без фейков, без отсебятины, лишний раз не умничая.

Потому что у образованцев это плохо получается. Уж простите, накипело.

mukovoz@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter