Образование всегда обращено в будущее

Первая в жизни книга у всех нас одна — учебник. По нему мы учимся читать. И потом на долгие годы школьные и вузовские учебники становятся любимыми и не очень, но обязательно — настольными книгами. С их помощью мы получаем свое главное в жизни богатство — образование...
Первая в жизни книга у всех нас одна — учебник. По нему мы учимся читать. И потом на долгие годы школьные и вузовские учебники становятся любимыми и не очень, но обязательно — настольными книгами. С их помощью мы получаем свое главное в жизни богатство — образование.

Доктор педагогических наук Николай Еленский учебники пишет. Он — автор 43 учебников и учебно–методических пособий для начальной, средней и высшей школы. Всего же Николай Георгиевич опубликовал 117 научных и научно–методических работ. Н.Еленский — один из ведущих ученых в области белорусской лингодидактики — науки, которая исследует проблемы обучения языку. Под его руководством впервые в истории Беларуси создана фундаментальная методика преподавания белорусского языка в школе — теория обучения языку, современная лингводидактика.

1. Как бы вы сами представили себя читателям?

— Ученый–методист. Должность — заместитель директора по научно–методической работе научно–методического учреждения «Национальный институт образования» Министерства образования.

2. О чем вы больше всего мечтали в детстве?

— Я родился в новогоднюю ночь 1949 года на печке в деревне Окунёво Миорского района Витебской области. Так случилось, что мое рождение спасло жизнь матери, а мои братья и сестры из–за этого не остались круглыми сиротами (их отец погиб на войне). Мама одна воспитывала четверых детей. Она была простой сельской женщиной со сложной судьбой. Родилась в Санкт–Петербурге. Чтобы переждать революцию, уехала с бабушкой к родственникам в Беларусь. В это время западная часть Беларуси оказалась под Польшей. Мама так и осталась жить в Беларуси. За всю жизнь я ни разу не слышал от матери жалоб на судьбу, она никогда не пыталась спекулировать своим горем, чтобы добиться каких–то льгот. Была невероятно терпеливой и интеллигентной. Ее уважали все сельчане.

А я в детстве мечтал стать учителем или актером. Наш дом примыкал к комплексу школьных зданий. У меня никогда не было портфеля: книги под мышку и через минуту — в классе. Все молодые учительницы жили у нас на квартире, пока мать не выдавала их замуж. Поэтому не только в школе, но и дома я оказывался «включенным» в педагогический процесс. Старшая сестра была организатором художественной самодеятельности в школе, сельском клубе. Она очень хорошо пела, читала стихи. Я принимал участие во всех концертах. Но когда пришло время выбирать, понял, что в театрально–художественный институт вряд ли поступлю. Рисковать не стал. Подал документы в Минский государственный педагогический институт им. А.М.Горького на филологический факультет. После окончания института работал в школе учителем русского, белорусского языков и литературы сначала в Городке Витебской области, потом в Минске.

3. Как вы думаете, что досталось вашему поколению в наследие из того послевоенного детства?

— Трудолюбие и терпение. Мы знали, что всего в жизни нужно добиваться самим.

4. В каких человеческих слабостях вы не можете себе отказать?

— Во всех. Я — натура славянская.

5. Чьим мнением дорожите больше всего в своей работе?

— Доктора психологических и филологических наук, академика Российской академии образования Алексея Алексеевича Леонтьева. На его фундаментальных работах по психолингвистике я — да не только я, а все ученые–методисты — строил свои исследования. Алексей Алексеевич был рецензентом некоторых моих учебных пособий, давал отзыв на автореферат докторской диссертации. Он отличался интеллигентностью, энциклопедическим умом, невероятной скромностью, принципиальностью. Ну а в принципе, я дорожу мнением любого умного человека.

6. Кого вы считаете своими учителями?

— Бывшего директора школы, где я родился, Павла Никитича Юхно, а также моих научных руководителей — докторов педагогических наук, профессоров Леонида Прокофьевича Подгайского, Лидию Прокофьевну Федоренко, Василия Ульяновича Протченко.

7. Что такое, по вашему мнению, образование и зачем оно вообще нужно?

— Образование в традиционном понимании — это совокупность систематизированных знаний, взглядов и убеждений. Я же придерживаюсь несколько другого понимания. Для меня образование — это процесс постижения человеком культуры, окружающего мира в прошлом, настоящем и будущем измерениях. Оно фиксируется как в результатах деятельности, так и в способностях, знаниях, умениях, мировоззрении, творческом развитии, формах общения и поведения. Таким образом, образованный человек — это человек культурный, владеющий не только высокой профессиональной компетентностью, но и всеми другими формами культуры. Исходя их этого, не каждого человека, имеющего высшее образование или ученую степень, я могу назвать образованным.

Истинно образованный человек воспитывается в системе культуры достоинства, где ведущей ценностью является личность, ориентированная на постоянное саморазвитие, инициативу, самостоятельность и творчество. Ребенок, воспитанный в культуре достоинства, по выражению Л.Выготского, «приспособлен к социальной динамике, а не к социальной статике». И наоборот: человек, формирующийся в системе культуры «гипноза спины», вряд ли станет истинно образованным, поскольку он видит только то, что находится у него под ногами или под руками (другого ему и не надо).

Зачем нужно образование? Вспомните слова Н.Чернышевского о том, что «без образования люди и грубы, и бедны, и несчастны». Именно образованные люди обеспечивают (во всяком случае, должны) личное благополучие и прогресс в развитии общества. Следовательно, образование — это своего рода локомотив общественного развития.

8. На что, на ваш взгляд, должно быть нацелено современное образование?

— На формирование у молодого человека самостоятельности в поиске истины, способности решать сложные противоречивые вопросы, открывать законы и закономерности в результате творческой, поисковой деятельности. Известный российский философ Э.Ильенков писал: «Зазубренная без понимания «абсолютная» истина становится для мозга чем–то вроде рельсов для поезда, чем–то вроде шор для работяги–лошади. Мозг привыкает двигаться только по проторенным (другими мозгами) путям». Встретившись с нестандартной ситуацией (а жизнь состоит именно из них), такой человек теряется, она становится для него непреодолимой преградой. А самостоятельные, творческие люди всегда смогут найти выход. По большому счету, все открытия в науке и технике, художественные творческие достижения свершаются только такими людьми.

9. Всемирный банк, обследовав 192 страны, пришел к выводу, что в их развитии только 16 процентов обусловлено физическим капиталом — производственной инфраструктурой, оборудованием, 20 процентов — природными факторами, а остальные 64 процента связаны с «человеческим капиталом»...

— Но чтобы он действительно стал капиталом, человека обязательно нужно научить учиться, развить его интеллект, ибо ум — самое выгодное, как говорил тот же Э.Ильенков, с точки зрения общества капиталовложение: «Ум есть не что иное, как умственная культура человечества, превращенная в личную собственность». Эта задача становится важнейшей концептуальной составляющей образования. Получение диплома уже не может рассматриваться как некая окончательно решенная жизненная задача. Образование становится ресурсом особой ценности, но этот ресурс сегодня быстро стареет. Поэтому необходимо пробудить у молодых людей способность к творчеству и профессиональному саморазвитию.

10. А как грамотно вложить деньги в знания?

— В непрерывное профессиональное образование и самообразование, профессиональное саморазвитие. Любой университет фактически обеспечивает прочную базу для дальнейшего профессионального саморазвития человека в изменчивом мире. Сейчас многие люди имеют не одно, а несколько образований, что помогает им достаточно успешно самореализоваться с наибольшей пользой для себя и общества.

11. На что не жаль потратить миллион?

— На создание развивающих средств обучения белорусскому языку. Но миллионом здесь не обойдешься... Поэтому я бы потратил его на цветы и подарки друзьям, жене и детям. У меня трое детей и две внучки — Марыся и Стася.

12. Интеллигентность. Что это такое в вашем понимании?

— Высокая психологическая и этическая культура. В этом смысле человек, не имеющий высокого образования, может быть интеллигентным. Такой была, например, моя мама.

13. Всегда ли вы говорите все, что думаете?

— Смотря кто мой собеседник.

14. От кого вы устаете больше всего?

— От назойливых и гиперактивных в коммуникативном плане людей.

15. Если вы любите путешествовать, то какому виду транспорта отдаете предпочтение?

— Люблю путешествовать в далекие страны с помощью телевизора. В реальной жизни — пожалуй, только по Беларуси, ведь у нас так много удивительных мест! Путешествую исключительно на автомобиле.

16. Оказало ли на вас влияние созвездие, под которым вы родились?

— Думаю, что нет. Влияние оказали скорее всего среда и условия воспитания.

17. А как вы относитесь к оппонентам?

— Всегда уважаю их мнение, которое могу разделять или не разделять. Считаю, что в сложных ситуациях правильное решение можно принять только тогда, когда слышишь и оцениваешь разные точки зрения. Своих студентов я учу оппонировать друг другу, не бояться высказывать различные взгляды. Ведь только с точки зрения математики 2+2=4. Это абсолютная истина. Но надо уметь рассуждать и с точки зрения относительной истины. Если человек будет воспитан только на усвоении абсолютных истин и не будет сомневаться, критически относиться к действительности, жизнь станет для него «сплошным поводом для истерики», ибо жизнь — всегда неизвестность: что может произойти в следующую минуту, не знает никто, но надо быть готовым ко всему.

18. «Учитель, научи ученика, чтоб было у кого потом учиться!» — призывал поэт. Вы начинали как учитель...

— ...и продолжаю учить. Преподаю на кафедре белорусского языка и методики его преподавания на факультете начального образования Белорусского государственного педагогического университета им. Максима Танка. Очень люблю своих студентов, уважаю коллег.

19. В науке у вас тоже есть ученики?

— Мои ученики работают в Национальном институте образования, Белорусском государственном университете, Белорусском государственном педагогическом университете им. Максима Танка, а также в университетах Бреста, Гомеля, Витебска. Пять аспирантов завершают диссертационные исследования. Я очень горжусь всеми моими учениками, радуюсь их успехам.

20 Известный профессор–лингвист недавно в телеинтервью сетовал, что 20 лет назад написать слово «пришел» через «о» было просто нонсенсом, а сегодня буквально все студенты филфака делают эту ошибку. И она, к сожалению, далеко не единственная. Почему же престиж образования повышается, а грамотность людей снижается? Может, учат их не так, как нужно?

— Такое противоречие действительно существует. Причин, на мой взгляд, несколько. Первая — в существенном сокращении количества часов на изучение языка и литературы в школе. Вторая — в потере молодыми людьми читательского интереса, а ведь чтение — одно из средств повышения грамотности посредством зрительной памяти. Но есть и другие причины. Например, исследование, которое я проводил по истории развития языкового образования, показало следующее. Уровень грамотности по белорусскому языку современных учащихся остается примерно таким же, как и у их сверстников в 60–е годы (для них характерна одна и та же типология ошибок). А ведь за 40 лет содержание, средства (школьные учебники) и технология образования усовершенствовались! Не является ли это парадоксом? В чем же причина? На мой взгляд, одна из них заключается в некотором консерватизме лингвистической науки, которая не стремится к унификации норм правописания в условиях развития языка как явления общественного, упрощению правописания, а по–прежнему сохраняет необоснованную вариативность, многочисленные исключения из правил. Именно ошибки, связанные с вариативностью, исключениями, и являются непреходящими. Надо ли винить в этом школу? Конечно, нет. Наличие в компьютерных системах редактора тоже, надо признать, не мотивирует учащихся к прочному усвоению орфографии.

21. Есть ли в жизни вечная любовь?

— Вероятно, только к Богу.

22. Кто ваш самый близкий друг?

— К сожалению, его уже нет в живых. Теперь самый близкий друг — жена Светлана.

23. Чего нельзя прощать даже лучшим друзьям?

— Конечно же, предательства и лжи. Ложь я не терплю патологически.

24. А что больше всего цените в людях?

— Порядочность, способность ради установления истины подняться над собственными эмоциями и внешними обстоятельствами.

25. Будь вы главой государства, что бы вы сделали в первую очередь?

— Поднял бы размер заработной платы и пенсии кандидатам и докторам наук до уровня размера заработной платы и пенсии государственных служащих соответствующего класса. Поскольку прогрессивное развитие общества обеспечивается в первую очередь наукой и образованием, то и оценка труда ученых должна быть адекватной. В советское время в этом вопросе было, мне кажется, больше объективности.

26. Кем бы вы стали, появись возможность начать все сначала?

— Наверное, тем, кем и стал. Хотя, возможно, и этнологом: я мечтал изучать культуры народов мира, особенно Востока. Притом культуры в их аутентичном виде. Правда, моя мечта теперь несбыточна. Ее нельзя реализовать даже в форме хобби.

27. Помните ли вы свое детское прозвище?

— Среди сверстников у нас не было принято давать прозвища. В этом особенность традиционной белорусской культуры. Прозвища имели только взрослые.

28. Бывало ли, что вы чувствовали: вам надоела ваша работа?

— Мне никогда не надоест научно–исследовательская работа, я никогда от нее не чувствую усталости.

29. Какие книги надо прочесть всем?

— На категоричный вопрос — категоричный ответ: Библию.

30. Если бы у вас была возможность, с кем из самых интересных личностей нашего времени вы хотели бы пообщаться?

— С философом Э.Ильенковым, психологом и лингвистом А.Леонтьевым.

31. Самый счастливый день в вашей жизни?

— Я думаю, он еще наступит.

32. Есть ли у вас любимое занятие, помимо основного рода деятельности?

— Да, чтение. Другие мои любимые занятия привязаны к поре года. Весной и летом люблю заниматься ландшафтным дизайном на даче. Работаю в удовольствие: стригу газон, делаю всевозможные инсталляции, ухаживаю за цветами. Отдыхаю, общаясь с прекрасными соседями. Осенью и зимой в свободное время люблю готовить. Я могу накрыть праздничный стол без помощи жены. Ужин практически всегда готовлю сам, потому что прихожу с работы раньше жены. Ее это устраивает и мне нравится.

33. Что вы чувствуете в обществе молодых людей?

— Светлую зависть к их современным возможностям.

34. Как часто и по какому поводу вы бываете недовольны собой?

— Когда совершаю глупую ошибку.

35. Рок–музыка — это надолго? По–вашему...

— Думаю, да. Мои музыкальные предпочтения — ранние «Песняры», «Машина времени». Из современных исполнителей с удовольствием слушаю Валерия Меладзе.

36. Можете ли назвать то место на земле, которое вам милее всего?

— Моя родная деревня на реке Дисна и река Неман на Столбцовщине.

37. Часто ли вам приходится одалживать деньги?

— Нет. Если одалживаю, то только сигареты. Правда, потом всегда возвращаю вдвойне.

38. Как вы заботитесь о собственном здоровье?

— Почти не забочусь. Живу в радость. Наверное, не наступило то время, когда здоровье серьезно дает о себе знать. Избегаю только физических перегрузок и чрезмерного питания.

39. Верите ли вы в лучшее будущее наших детей?

— Безусловно. Они умнее нас. А вот добрее ли? На этот вопрос однозначного ответа у меня нет.

40. Что вы считаете своим главным достижением в жизни?

— Результат научно–исследовательской работы в течение последних трех лет. Под моим руководством создана фундаментальная методика преподавания белорусского языка в школе — разработана современная теория обучения языку. В этом масштабном проекте мне удалось объединить крупнейших специалистов в области лингвометодики из Национального института образования, Белорусского государственного университета, Белорусского государственного педагогического университета, а также университетов Бреста, Витебска, Гомеля, Мозыря. Кроме того, мы завершили пилотный эксперимент по апробации новой модели интегрированного начального обучения белорусскому языку и литературному чтению, который может принести значительный социальный эффект нашей школе и государству. Впервые нами также предложено новое содержание обучению второму языку для детей с тяжелыми нарушениями речи. Все эти результаты — действительно новые в отечественной методической науке. И с точки зрения дидактики — чрезвычайно важные. Думаю, что именно это и стало основанием для выдвижения меня на установление персональной надбавки — в соответствии с распоряжением Президента «Об установлении персональных надбавок специалистам и руководителям организаций здравоохранения, науки, культуры и образования». Я благодарен за это всем, кто имел отношение к положительной оценке моего труда.

41. Ваш круг чтения?

— Через всю жизнь — Якуб Колас, Янка Купала. Люблю читать Пушкина, Чехова. Из современных — Нила Гилевича, Геннадия Буравкина, Василя Быкова, Янку Брыля. Люблю поэзию Алеся Рязанова. В молодости увлекался французской литературой. Сейчас культурная глобализация вызывает в моей душе такой протест, что я не могу читать иностранную литературу и смотреть американские фильмы (хотя музыку люблю). Возможно, потому, что в основе большинства этих фильмов — жестокость, а против нее моя душа всегда протестует.

42. Какое качество вы считаете самым сильным в своем характере?

— Силу воли в достижении цели. К своим слабостям я бы отнес то, что не могу физически ударить человека, даже если он того заслуживает. Вот этого мужского качества мне как раз и не хватает.

43. Вы чувствуете себя свободным человеком?

— Внутренне я будто бы свободен. Но это, конечно же, только иллюзия. Человек зависим от всего: окружающих людей, жизненных обстоятельств, даже от капризов природы. С каждым прожитым годом эта зависимость становится все сильнее.

44. Ваш любимый цвет?

— Синий. А вот коричневый не терплю.

— Праздник?..

— Пасха.

— Цветы?..

— Полевые. Они никогда не надоедают, потому что их сотворила природа без вмешательства человека.

45. Любите ли вы делать сюрпризы?

— Обожаю! Но только приятные.

46. Когда у вас плохое настроение, что вы делаете?

— Работаю, как ни странно. Если совсем плохо, стараюсь избегать одиночества, иду к друзьям или зову их к себе. Самое страшное состояние то, когда человек устает, но не от работы, а от жизни.

47. Вы часто пишете письма?

— Нет. Честно говоря, очень жаль, что люди перестают писать письма «от руки». В каждом таком письме чувствовалось физическое присутствие человека с его эмоциями, душевным теплом. Электронное письмо утрачивает это качество. Оно в значительной степени искусственно, как искусственный цветок, каким бы красивым он ни был.

48. Вы открытый человек?

— Больше нет, чем да. Я вообще не верю, что люди бывают открытыми. Внутренний мир человека в принципе непознаваем, он редко кому открывается настежь.

49. Какая пора года и погода вам больше всего нравится?

— Люблю весну, теплый дождь с грозой.

50. Вопрос, который вы хотели бы задать себе сами...

— Что вы будете делать, когда уйдете на пенсию?

— И ваш ответ?

— Надеюсь, что научной работой я смогу заниматься до конца жизни, если, конечно, позволит здоровье и у общества будет во мне необходимость. А если получится, как у всех, буду читать, заниматься ландшафтным дизайном, плести корзины из лозы и дарить их людям.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter