Образование без границ

За  рубежом  давно  оценили  высокое  качество  белорусского  диплома Одна из основных задач социально-экономического развития страны – рост экспорта товаров и услуг. На эти цели направлена и деятельность белорусских учреждений образования. «Сегодня мы систему обучения специалистов строим так, чтобы научить будущего инженера, технолога, руководителя сельхозпредприятия думать не только о том, как создать качественный и конкурентоспособный товар, но и о том, как реализовать его внутри страны или за рубежом», — отметил министр образования Александр Радьков, комментируя постановление Совета Министров № 1320 «О Концепции развития экспорта образовательных услуг в рамках сотрудничества Республики Беларусь с иностранными государствами в 2007—2010 годах». Концепция, по словам Александра Михайловича, предполагает также развитие образовательных услуг как товара. «У нас высокий уровень образования на всех этапах: и в школе, и в системе профтехобразования, и, безусловно, в системе высшего образования. Мы видим спрос на образовательные услуги», — констатирует он. И это не просто слова. Сегодня, в частности, учитывая острую потребность в рабочих кадрах, белорусская система профессионально-технической подготовки интересует Россию, Армению, Молдову. «Глава нашего государства в свое время предвидел, что нам придется самим производить товары, развивать промышленность. И сейчас, смотрите, страна строится, и кадров нужно в два раза больше, чем еще несколько лет назад. А это все заложено в системе профтехобразования, которую мы не только сохранили по структуре, но и укрепили ее материальную базу, не растеряли преподавателей»...

За  рубежом  давно  оценили  высокое  качество  белорусского  диплома

Одна из основных задач социально-экономического развития страны – рост экспорта товаров и услуг. На эти цели направлена и деятельность белорусских учреждений образования. «Сегодня мы систему обучения специалистов строим так, чтобы научить будущего инженера, технолога, руководителя сельхозпредприятия думать не только о том, как создать качественный и конкурентоспособный товар, но и о том, как реализовать его внутри страны или за рубежом», — отметил министр образования Александр Радьков, комментируя постановление Совета Министров № 1320 «О Концепции развития экспорта образовательных услуг в рамках сотрудничества Республики Беларусь с иностранными государствами в 2007—2010 годах».

Концепция, по словам Александра Михайловича, предполагает также развитие образовательных услуг как товара. «У нас высокий уровень образования на всех этапах: и в школе, и в системе профтехобразования, и, безусловно, в системе высшего образования. Мы видим спрос на образовательные услуги», — констатирует он. И это не просто слова. Сегодня, в частности, учитывая острую потребность в рабочих кадрах, белорусская система профессионально-технической подготовки интересует Россию, Армению, Молдову. «Глава нашего государства в свое время предвидел, что нам придется самим производить товары, развивать промышленность. И сейчас, смотрите, страна строится, и кадров нужно в два раза больше, чем еще несколько лет назад. А это все заложено в системе профтехобразования, которую мы не только сохранили по структуре, но и укрепили ее материальную базу, не растеряли преподавателей».

Беларусь заинтересована в притоке иностранных студентов. И этот интерес взаимный: уже сегодня перекрыты показатели советских времен, когда у нас обучалось около 6 тысяч иностранцев (сейчас их 6,7 тысячи). Собеседник выразил уверенность: их число будет расти. 

Вместе с тем с наработкой опыта, развитием материальной базы, отметил министр, белорусская система образования готова ежегодно увеличивать сегодняшний показатель еще на тысячу студентов. Общая цифра в 20 тысяч, по словам Александра Михайловича, нам вполне по силам. «Это те люди, — отмечает он, — которые будут изучать наши технологии, знакомиться с производством товаров у нас в стране и, зная наше качество, понимая, что мы надежные партнеры, помогут нам впоследствии создать товаропроводящий путь». 

Эту мысль подтвердила прошедшая нынешней весной встреча-конференция «Образование без границ», куда были приглашены иностранные выпускники белорусских вузов. В их числе и те, кто занимает сейчас высокие посты. «К нам приехали из Германии, Венгрии, Ливана, Китая, Индии, Бразилии, — вспоминает министр, — было приятно не только то, что эти люди отозвались, но и то, что все они высказали свое уважение к подготовке, которую они получили в нашей стране, формированию их как специалистов, личностей. Они называют Беларусь своей второй родиной и готовы вложить сюда свои инвестиции: открыть совместные предприятия, работать с нашими товарами. Это хорошее сотрудничество». 

В Беларуси деятельность в сфере предоставления платных образовательных услуг иностранным гражданам осуществляет 51 учреждение образования. В нашей стране обучаются студенты из более 70 стран СНГ, Европы, Африки, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока. В числе самых популярных специальностей — медицина и фармацевтика, а также  специальности технического профиля. К слову, уже сегодня в стране экспорт образовательных услуг приносит казне ежегодно около 5 миллионов долларов. 

Концепция развития экспорта образовательных услуг содержит ряд требований к организации учебного процесса для студентов-иностранцев, которые, в частности, касаются создания комфортных бытовых условий для проживания. Впрочем, говоря о комфорте, Александр Радьков уточняет: он должен быть для всех студентов, а не только для иностранцев. К слову, концепцией предусмотрено расширение возможностей по предоставлению жилья. В частности, в столице появится студенческая деревня. На 2008 год, по словам собеседника, в рамках реализации этого проекта запланировано строительство первого общежития. И, согласно программе, новостройки будут появляться ежегодно. 

Впрочем, строительство студенческого жилья идет постоянно: недавно сдана вторая очередь в Барановичах, идет стройка в Бресте. Кроме того, в Гомельском государственном университете есть хорошая традиция обучения китайских студентов. Там ведутся переговоры с представителями деловых кругов Китая, чтобы построить общежитие гостиничного типа. 

Но жилищный вопрос, в общем-то, многогранный: далеко не все студенты-иностранцы хотят жить в общежитиях и зачастую предпочитают им частные квартиры. И тут, по словам Александра Радькова, необходима соответствующая нормативная база. «Если за проживание в общежитии отвечает ректор, там есть контроль, то на квартире это обеспечить сложнее, — комментирует он. — Мы с сотрудниками МВД определяем эти моменты». 

Еще один вопрос касается распределения иностранных студентов по факультетам и специальностям. По словам министра, это необходимо делать равномерно, тогда ситуация будет управляемой и не повлияет на учебный и воспитательный процесс. Большое же скопление студентов из одной страны чревато тем, что они замыкаются внутри этой группы, начинают жить по своим законам и правилам. А наряду с традициями могут быть завезены и пагубные привычки. 

По привлечению в Беларусь иностранных студентов концепция предусматривает взаимодействие отечественной системы образования со всеми видами бизнеса — и с частными фирмами, и с государственными. «Хотя, конечно, — уточняет собеседник, — развивая правовую базу, мы стараемся взаимодействовать, прежде всего, с госструктурами, так как это подразумевает ответственность посредника, который занимается подбором студентов у себя в стране». Речь, в частности, идет об уровне подготовки будущего студента, которому предстоит учиться в Беларуси. «Концепция, — подчеркивает министр, — предписывает держать высокую планку учебного процесса при подготовке иностранных граждан. Это престиж нашего образования, качество нашей продукции». 

Концепцией также, по словам Александра Радькова, предусматривается внесение некоторых изменений в правила приема, касающиеся иностранных граждан. В частности, речь идет о продлении сроков подачи документов. Такой шаг навстречу, отмечает собеседник, сделан в связи с некоторыми особенностями учебного процесса в странах, из которых  приезжают будущие студенты. Например, учебный год в Индии заканчивается только в октябре, а значит, у ребят нет возможности принять участие в нашей летней вступительной кампании. 

Говоря о совершенствовании системы образования, министр отметил: мы хотим, чтобы у нас практиковалось обучение и на английском языке, это — мировая практика. По его словам, выпускник средней общеобразовательной школы должен свободно владеть одним из иностранных языков и закрепить эти знания — задача вуза. Более того, языками должен владеть и профессорско-преподавательский состав учебного учреждения. Это, по словам Александра Радькова, обогащает учебный процесс, повышает качество подготовки как иностранных, так и белорусских студентов. 

«Приглашение студентов из других стран, — подытоживает министр, — большой стимул для развития системы образования. Это еще и прекрасная возможность, сохраняя свои образовательные традиции, видеть динамику образовательных систем в других странах, сравнивать, совершенствоваться». 

На снимке: декан факультета международного сотрудничества доцент кафедры технологии машиностроения Юльян ЯРМАК знакомит иностранных студентов с лабораторной базой БНТУ.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter