Как семейный бизнес может спасти умирающую деревню?

Обратной дороги нет

Предпринимательская инициатива земляка дала второе дыхание небольшой петриковской деревушке Багримовичи

ВПЕРВЫЕ в петриковских Багримовичах мне довелось побывать восемь лет назад. Тогда своими глазами видела первые результаты реализации программы развития Припятского Полесья. Одно из ее направлений — частная инициатива, агроэкотуризм в том числе. Так вот, как раз на тот момент в маленькой деревне с полусотней жителей открылась агроусадьба «ГриМаринка». Основали ее супруги ПОПОК, которые переехали в Петриковский район из Калинковичей. За прошедшее время дело расширилось: организовано крестьянское (фермерское) хозяйство, есть конкретные наметки по туристическому бизнесу, в планах даже открытие собственного магазина.

Марина ПОПОК с внучкой Варварой, которая на летних каникулах помогает бабушке по хозяйству — уже научилась доить козу. 
Фото автора

ПРИМЕРЫ, когда предпринимательская инициатива дает второе дыхание крохотным деревушкам, встречаются часто. Семья Попок тому подтверждение. В Багримовичах, что в 30 километрах от райцентра, Марина Александровна и Григорий Иванович обосновались 10 лет назад. Круто изменить свою жизнь решились, когда подросли и определились в жизни дети. Так, супруги — бывший строитель и воспитательница детского сада — оставили городскую квартиру и махнули в глубинку.

— Багримовичи — родина мужа, — объясняет выбор Марина Александровна. — В наследство осталась родительская хата. Еще свекор покойный напутствовал: «Сынок, это все твое: и хаты, и лопаты». А муж души не чаял в родных «мясцiнах», прямо бредил ими. Как минутка свободная выдастся — в Багримовичи. Сердце кровью обливалось, когда понял, что родная деревня пустеет. Решили обустраивать усадьбу для себя. Начали с бани. Помню, муж крышу на ней доделывает, а бабка-соседка идет и удивляется: «Што ж ты, сынок, робiш? Можа, здурэў? Усе ў горад бягуць, а ты ў вёску пераехаў».

На тот момент некогда крупная деревня, где было два магазина, сплавной участок, библиотека, ФАП, баня, приходила в запустение. А семья Попок, будто бы истосковавшись по земле, впряглась в работу: посадили огороды, обзавелись коровой, курами, поставили 25 пчелиных ульев. В агротуризм, не скрывают, включились с подачи местных властей. Почему бы и нет? Места живописные: река Птичь, на которой стоят Багримовичи, через километр вниз по течению впадает в Припять. Усовершенствовали, как могли, нехитрую структуру усадьбы, подвели коммуникации, облагородили прилегающую территорию, сделали уютным гостевой домик. И пошел туристический поток в усадьбу. Сделало свое дело и сарафанное радио: в Багримовичи стали приезжать на отдых заядлые рыбаки.

В 2012 году семья Попок даже праздник деревни умудрилась самостоятельно организовать. Фест провели за свои деньги, местные власти поддержали с культурной программой, с рекламой. К тому моменту Григорий Иванович добился, чтобы почистили заросшую канаву, которая идет посреди деревни. Вклад семьи в сельское благоустройство тоже зримый: супруги купили и поселили в канаве пару лебедей, зарыбили водоем. За окультуренным объектом деревенской рекреации следят и сейчас.

— Только лишь за счет туристического бизнеса в деревне не проживешь, поэтому пришли к выводу, что настала пора открывать крестьянское (фермерское) хозяйство, — объясняет Григорий Иванович. — Работы, конечно, от рассвета и до заката. И так каждый день. Выходные и отпуск — это не про нас, но в деревне по-другому никак: хочешь хорошо жить — работай.
Очень своевременно вышел и Указ № 345 «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания». Он применим на территории Багримовичей — решением Гомельского областного Совета депутатов деревня внесена в перечень, на который распространяются преференции.
СЕЙЧАС в хозяйстве — цесарки, кролики, куры, пять коров, утки, индюки, свиньи. Все выращенное на собственном подворье семья Попок продает. На рынке в райцентре им выделили торговый павильон, куда Марина Александровна везет свежие яйца, мясо, молоко. Работают в основном по заказам — так выгоднее. Да и многих горожан привлекает как раз фактор происхождения продукции: свое, домашнее, люди охотнее берут, чем магазинное.

Чтобы прокормить такую ораву живности, семья взяла в аренду три гектара земли. Когда-то на этом месте стояла колхозная ферма. Фермеры все ветхое снесли, окультурили территорию, сейчас выращивают на тех гектарах зерновые, которые служат кормом для птицы. Все остальное получают на огороде, плюс каждый месяц по 400 рублей уходит на различные смеси для докорма животных.

Всю выручку трудолюбивые супруги пускают на развитие. Причем не только на расширение поголовья подсобного хозяйства. Цель — возродить Багримовичи, вернуть им былую притягательность, рассуждают хозяева.

— Мечтаем, к примеру, расширить агроусадьбу, открыть в деревне гостевой домик, — делится планами Марина Александровна. — Под эти цели пойдет здание бывшей колхозной бани, пустующее с 1983 года. Стены хорошие, есть резон все переоборудовать под себя. Объект дорогостоящий, поэтому свыклись с мыслью, что много сил и финансов придется в нее вложить. К примеру, только за подключение света отдали примерно тысячу долларов. На этот год план — обшить вагонкой, сделать крышу. Материалы уже закупили, благо мужу на стройке будет помогать зять.

Объект номер один для семьи — собственный магазин. Его планируется открыть в здании закрытого несколько лет назад торгового объекта. У бывшего собственника его купили в рассрочку за 7000 рублей. Очень своевременно вышел и Указ № 345 «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания». Он применим на территории Багримовичей — решением Гомельского областного Совета депутатов деревня внесена в перечень, на который распространяются преференции. Напомним, они довольно притягательные: налог на прибыль — 6 процентов, предприниматели освобождаются от налога на добавленную стоимость, обороты по реализации товаров, не нужно платить налоги на недвижимость, земельный налог, арендную плату за земельные участки. Все льготы действуют до конца 2022 года.

ДЛЯ семьи Попок все льготы очень кстати: на счету каждая копейка. А расходы (по сельским меркам) для открытия собственной торговой точки нешуточные. Подвести воду к объекту — 600 рублей, лицензия — 1000, установить кондиционер — 1000 рублей. На оборудование — кассовый аппарат, весы, стеллажи и другое сопутствующее — еще 10 000 рублей. И так далее.

— Известно, что все упирается в финансы. У нас в деревне много приезжих, отдыхающих, я уверен, будет и свой покупатель, — говорит Григорий Иванович. — И поймите, обратной дороги нет. Мы сюда переехали не ради забавы: просто преданы корням и малой родине. Если хоть как-то оживим деревню, будем рады. Да, когда мы переезжали из города в глубинку, многие смотрели на нас как на людей со странностями, крутили пальцем у виска. Но и в деревне, как видите, есть возможности развиваться. Так почему бы не использовать их на полную катушку?

uskova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter