Обратная связь

Сироты.
Сироты... от роскоши?

В последнем июльском номере газеты прочитал статью Светланы Бартошевич "Близкие люди" и задумался... В 1933 -1936 годах, когда я учился в школе, в газетах много писали о гражданской войне в Испании. Рассказывали, как спасает Советский Союз детей-сирот, вывозя их из "горячих точек". Сегодня все изменилось - теперь уже наших детей усыновляют за границу...

До войны мы ходили в школу за несколько километров. Мне мама давала на обед ломоть ржано-картофельного хлеба и кусочек старого сала. А у моих сверстников из больших семей (5 - 9 человек) в торбах была лишь печеная бульба. Хлеб в сельпо продавали только учителям. Сегодня его может купить каждый. Это же замечательно! Но почему тогда так много сирот?

В моем детстве яслей и детских садиков не было. Мамы брали грудных детей с собой на работу, на колхозное поле, оставляли под навесом и целый день жали рожь. Декретных оплачиваемых отпусков им не давали. Да они и не могли ими воспользоваться: было очень много работы и - ни комбайнов, ни тракторов. Но сирот столько не было...

Раньше церкви разрушали, свирепствовал воинствующий атеизм. Но при бедности и изнурительном труде люди не отказывались от своих детей. Боялись, что Бог накажет. Сегодня же церквей построили много, про атеизм и не вспоминают, так отчего же появляются сироты?.. Вопрос, на который я никак не могу найти ответа.

А.Н.РУСЕЦКИЙ, Слуцк.



Свидетельства трагедии и героизма

В "СБ" за 19 июня автор заметки "Давай за..." В.Нестеренко ставит несколько вопросов. Я решил попытаться ответить на них.

Я - уроженец Дзержинского района. В 1942 - 1944 годах - партизан отряда "Большевик" в Налибокской пуще. Был свидетелем и участником событий, о которых идет речь в публикации.

Укрепрайон вдоль западной границы строился после подписания Рижского мирного договора 1921 года. Причем доты и теперь стоят, начиная от бывшей границы (до 1939 года) и, видимо, до самого Минска. Несмотря на всю секретность, могло ли это оставаться тайной для 10 - 15-летних наблюдателей, в число которых я тогда тоже входил? Нет, конечно. И когда в начале Великой Отечественной войны Красной Армии пришлось отходить, командиры призывали бойцов держаться примерно так: дойдем до старой границы - там и люди поддержат, и укрепления помогут, там оружие, боеприпасы, продовольствие.

Но... Где-то в мае 1941-го почти все доты опустели. Гарнизоны перевозили содержимое на Запад, во вновь сооружаемые укрепрайоны. Теперь это тоже общеизвестные факты. Больше полувека живу в Бресте. И здесь неоднократно видел эти недостроенные доты, так и не ставшие укрепрайонами. Что касается гнезд от фугасов в лесу в районе Колосово, уже как участник событий 60-летней давности могу почти с уверенностью сказать: это следы немецких укреплений по охране железной дороги в годы оккупации. Мне дважды пришлось принимать участие в их штурме осенью 1943 года, когда стояла задача парализовать железную дорогу Минск - Барановичи.

Так вот, не воронки от снарядов-фугасов, а укрепления фашистов: капониры, дзоты, просто окопы, укрытия - одним словом, целая система. Лес вырубался вдоль полотна полосой 150 - 200 метров, образовавшееся пространство пристреливалось, ставились ловушки, сигнализация. И это надо было преодолеть - как правило, ночью. Специальные толовые шашки со взрывателем бикфордовым шнуром закрепляли в пазухе рельса и поджигали. От взрыва кусок рельса, сантиметров 18 - 20, как будто вырубался. Причем шашки старались ставить на стыке - таким образом сразу выходили из строя два рельса. Поэтому найденный кусок металла, вероятнее всего, фрагмент вырванного рельса.

Болеслав КАМЕЙША, инвалид Великой Отечественной войны, кандидат исторических наук, Брест.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter