Обратная связь

Кто расскажет "про это"? Автор статьи "Хотеть - не вредно.
Кто расскажет "про это"?

Автор статьи "Хотеть - не вредно. Вредно отвечать согласием?" в "СБ" за 27 апреля Валентина Мохор, по-моему, так и не находит ответ на очень серьезный вопрос: кто и как должен заниматься половым воспитанием детей и подростков. Да и неудивительно, что не находит. Ведь этот ответ и специалисты, по долгу службы этой проблемой занимающиеся, никак не могут найти - перекладывают ответственность друг на друга да бесконечно дискутируют. А тем временем репродуктивное здоровье женщин, а значит, и всей нации ухудшается. И это чаще всего результат невежества и безответственности подростков по сохранению своего здоровья. Ведь взрослую жизнь подростки нередко начинают с беспорядочных сексуальных связей, абортов и венерических заболеваний. Почти 60 процентов от всех случаев заболевания сифилисом выявляют у подростков, причем 84,5 процента заболевших сифилисом - девушки до 19 лет. А занимаются этими проблемами лишь медики да общественники типа организации "Надежда-экспресс", о которой пишет автор статьи.

В России в 1993 году была принята президентская программа "Планирование семьи". И она оказалась весьма эффективной: количество абортов в стране сократилось на 25 процентов, улучшились все показатели репродуктивного здоровья населения. В 1998 году в силу разных причин программа была закрыта. Но сразу же заговорили о том, что здоровье нации в немалой степени связано с перспективами такой программы. В полной мере это можно отнести и к нашей стране. Нужна продуманная государственная программа воспитания здорового поколения. А это прежде всего грамотное репродуктивное поведение подростков и молодых людей.

Виктория БЕЗРУЧЕНКО, педагог, Брестская обл.

Тюрьма или жизнь?

Написать это письмо меня побудила статья Ольги Кисляк "Хата с краю". Автор пишет, что безразличие односельчан девушки Ани, ставшей жертвой бандитов, повергло ее в шок. На самом деле поведение этих людей нельзя назвать ни безразличием, ни равнодушием. Никто не может остаться равнодушным, когда по улице двое мужчин ведут окровавленную девушку со связанными сзади руками. Не стоит слишком категорично судить о людских поступках, а о себе возвышенно думать, что я бы вот так не поступила: не прошла бы мимо несчастной девушки и двух вооруженных ножами "отморозков". Не будем проливать слезы по поводу чужой безнравственности, а представим на минуту, что идущий им навстречу удалец вмешался. И что же? В лучшем случае получит сломанную челюсть, а в худшем - нож в грудь. Чем он может защитить жертву двух бандитов? Гневными словами? А может, кулаком усмирить или зонтиком наподдать? Согласно Уголовному кодексу, гражданам запрещено иметь огнестрельное или холодное оружие для собственной защиты. Есть в нашем УК статья 34 п. 3. Цитирую: "Превышением пределов необходимой обороны признается явное для обороняющегося лица несоответствие защиты характеру и опасности посягательства, когда посягающему без необходимости умышленно причиняется смерть или тяжкое телесное повреждение". Что понимать под словами "несоответствие защиты характеру и опасности посягательства"? Кто вправе оценивать степень грозящей опасности и на каких весах ее, эту опасность, взвешивать? Если приставят нож к груди, имеешь ли ты право предотвратить свою смерть и, изловчившись, ударить первым? Нет, не имеешь. За это тебя засудят. Как несостоявшуюся жертву, которая превратилась в преступника. Даже если бы палками забили односельчане тех двух бандитов, то, скорее всего, очутились бы за решеткой за превышение пределов необходимой обороны. Не судите людей и не судимы будете. Спасшая девушку продавщица Катерина Федоровна (честь и хвала ей, принявшей нестандартное решение) сама признается, что об опасности даже подумать не успела. Считаю, что если бы хватило у нее времени на размышления, то не стала бы подвергать опасности свою жизнь.

Светлана КАПТЮГ, Молодечно.

Таланты требуют внимания

Статья Тамары Зениной "Кто поможет акробатам?" ("СБ" за 7 апреля), как говорится, задела за живое. Я родился в Беларуси, но потом судьба забросила в Саратов. Там учился в университете на вечернем отделении, днем работал на заводе, а в свободное время тренировался в секции акробатики. Выступал по программе мастеров спорта. Но затем вернулся на родину, в город Мстиславль, и стал работать в ПТУ-218 (сейчас лицей N 6).

Здесь наряду с основной работой я организовал секцию акробатики, где с удовольствием занимались ребята. Мои воспитанники регулярно выступали на соревнованиях "Стартуют все", готовили показательные выступления для районного Дома культуры, принимали участие в областных смотрах художественной самодеятельности. Была у нас в спортзале акробатическая дорожка, нашли и отремонтировали списанный батут. Ребята очень старались, выполняли довольно сложные упражнения. Но со временем маты поизносились, сетка на батуте стала рваться. А в училище, к сожалению, нет средств, чтобы купить новые спортивные снаряды. Я обращался ко многим чиновникам, включая заместителя председателя райисполкома, с просьбой о выделении средств на необходимый инвентарь, но, кроме обещаний, ничего не получил. В результате в 2002 году секцию вынужден был закрыть. А это была единственная секция акробатики в районе и в профтехучилищах области. Но ведь и в небольших городах много спортивно одаренной молодежи, достойной внимания.

Михаил ПОДКОВЕНКО, Мстиславль.

Присвойте имя "Партизан"

...Основное время моей армейской службы прошло в Белоруссии. На пенсии с 1993 года, живу в авиагородке в Лиде. Дважды писал в высокие инстанции о своей идее создания в республике футбольного или хоккейного клуба "Партизан" (как когда-то в Югославии). В ответах Минспорта меня ознакомили с положением, кто и как создает клубы и дает им названия. Я с этим согласен. Но неужели у нас в Беларуси не может быть или не должен быть такой славный клуб, как "Партизан"? Да должен он быть, чтобы была добрая память о нашем прекрасном народе, о его героической борьбе за свою свободу.

Сергей КОНДРАТЕНКО, майор запаса, Лида.

Растим внучку, как дочь

Случай, описанный в статье Марины Беляцкой "Жил-был у бабушки маленький мальчик", далеко не единичный. Мы тоже растим свою внучку, как дочь. Это вообще-то дочка нашего сына. Но ни он, ни мама девочки ребенком не интересуются. С 4 лет внучка живет у нас. В садик ее оформлял дедушка, мы же и оплачивали садик для внучки. Девочка заканчивает второй класс, а мы с дедушкой до сих пор не имеем на ребенка никаких прав. Так же, как и в случае, описанном в статье, мы не можем ни прописать внучку, ни отправить ее летом в лагерь или санаторий. Спасибо учителям - на время каникул оформляют хоть в школьный лагерь.

Чтобы оформить опекунство, нужно долго ходить по инстанциям, доказывать, что мама с папой плохие, а бабушка с дедушкой хорошие. Для чего? Никто ведь все равно не спросит у девочки, где ей лучше, кто на самом деле о ней заботится. Когда чиновники решают, дать бабушке деньги на воспитание внука или нет, они не задумываются о самом главном: чего стоит пожилым людям в наше трудное время поставить ребенка на ноги.

Почему наше государство всегда стоит на стороне матери, даже такой, которая не помнит, сколько лет ребенку, которого она родила, не знает, ходит он в школу или нет? Почему бабушкам с дедушками, которые растят внуков, никто не хочет помочь, в то время как родители живут в свое удовольствие, ни за что не отвечая? Неужели никого не интересует, кем вырастут вот такие "ничейные" дети?

Раиса КОМАРОВА, Бобруйск.

Тест на прочность

"Качество тестовых заданий оставляет желать лучшего. Мало того, что они изобилуют разночтениями, многие вопросы вообще выходят за рамки программы базовой общеобразовательной школы", - пишет Татьяна Щедренок ("Главное, чтобы во время экзаменов не сдавали нервы"). Меня, как мать абитуриента-2004, еще сильнее терзают сомнения по поводу новых правил для поступающих в вузы. Появились они только в декабре прошлого года, но ведь к поступлению в вуз дети начинают готовиться не в декабре и не в январе, а гораздо раньше. На тестировании ребенок должен, как автомат, решать задачу за задачей. Наши школы никогда этому не учили, это американский подход. Достоинство же белорусской системы образования в том, что детей учат думать, а не зубрить. Тесты хороши как дополнительный шанс для желающих, но ни в коем случае - как обязательный экзамен.

В.СТАРОВОЙТОВА, Могилев.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter