Обратная связь

Тест на удачливость Во многом согласна с автором статьи "Лучше меньше, да лучше" Татьяны Щедренок ("СБ", 20.
Тест на удачливость

Во многом согласна с автором статьи "Лучше меньше, да лучше" Татьяны Щедренок ("СБ", 20.01.2004 г.). Школьная реформа действительно сделала образовательный процесс более творческим. Однако скоропалительность введения некоторых новаций ставит в тупик даже очень опытных педагогов.

Никогда еще судьба выпускников наших школ не вызывала у меня такого беспокойства, как в этом году - в связи с введением Единого централизованного тестирования по русскому языку. Все нелогично, двояко и сложно для понимания даже нами, учителями.

В 5 - 9-х классах учителя русского языка работали по учебнику "Культура устной и письменной речи", где недостаточно уделялось внимания орфографии и нормам грамматики.

Количество часов русского языка из года в год уменьшается, и сейчас в 10 - 11-х базовых классах остался 1 час в неделю, который дается для того, чтобы выпускники не забыли окончательно язык. И вдруг - тестирование! Предполагается, что тестовые задания должны соответствовать знаниям базовых классов средних школ. Однако это не так. В тестах много нюансов русского языка, которые учителя в базовых классах не имели возможности дать на уроках. Вдобавок в тесты внесено множество слов и предложений, которые можно истолковать двояко. Например (раздел орфографии): тело напряже...о (напряженно или напряжено?). Или: возможности ограниче...ы (ограниченны или ограничены?). Раздел орфоэпии. В словарях даются разные варианты ударений - фольга и фольга, кулинария и кулинария. Какое ударение должен выбрать ученик? И так в каждом разделе.

Каким образом машина, запрограммированная на однозначный ответ, будет оценивать знания в этих случаях? А ведь это баллы - это отметка в аттестате.

Учителя русского языка на всех уровнях заявляют о несуразности тестов и неподготовленности учеников к таким экзаменам, но их никто не слышит. Пробное тестирование в октябре 2003 года показало, что самые сильные ученики написали на 5 баллов, а более 70% - на 1 - 2 балла. При таком результате на экзаменах выпускники будут практически лишены права поступать в какой-либо институт!

31 января в помещении Белгосуниверситета информатики и радиоэлектроники ученики 11-х классов сдавали платное пробное тестирование. Они заплатили по 7.000 рублей, получили вопросы, а в конце - ответы. Мой ученик оказался проворным и записал много заданий с примерами. Потом, сравнивая примеры с ответами, мы быстро поняли, что ученики получили неверные ответы. А так как большинство из тестирующихся не додумались записать задания, то ушли в стрессовом состоянии от того, что они ничего не знают.

Где гарантия, что подобная ситуация не повторится на экзаменах? Более того, на экзамене выпускники будут практически лишены права на апелляцию. 6 июня все сдают тестирование. За 1 - 2 дня до вручения аттестатов школа получит результаты и срочно занесет их в аттестаты. Если произойдет сбой в компьютере, ученикам под любым предлогом не покажут работы!

Уважаемые выпускники, учителя и родители! Будьте внимательны во время экзаменов!

Эмма МОСКАЛЕНКО, учитель русского языка и литературы высшей категории.

Говорите о насущном, но близком

"СБ" опубликовала любопытную беседу белорусских интеллектуалов об Александре Солженицыне. И разговор об этой личности еще раз показал нам, что искать причины всех наших проблем необходимо не в Москве, спрашивая совета у тамошних "пророков", коим считается и Александр Исаевич, а здесь, в Беларуси. Вообще, странно, что мы осуждаем сейчас Солженицына. Он сделал свое дело - тогда, когда вышли "Архипелаг ГУЛАГ" и "Один день Ивана Денисовича". Все, что было потом, нас, белорусов, по моему мнению, касается постольку поскольку.

А идея проведения таких широких "круглых столов", где обсуждаются проблемы нашего бытия и сознания, наших великих современников, - одна из самых удачных, которая воплощается на страницах "СБ". Благо газета это может себе позволить, и мы ждем от нее новых дискуссий.

Не менее интересно было бы почитать, что думают наши интеллектуалы, мыслящие люди о такой интересной и спорной личности, как Францишек Алехнович. О нем вспоминали участники предыдущей дискуссии, но как-то мимоходом. Хотя его судьба и взгляды достойны осмысления. Он приехал в БССР в надежде строить со всеми вместе белорусский дом. Почти сразу попал на Соловки, чудом освободился, написал книгу "У кiпцюрах ГПУ", переведенную на некоторые европейские языки. Издавал белорусскую газету в Вильно. Был убит при загадочных обстоятельствах в той же столице Литвы в 1944 году... Чем не сценарий для фильма, не говоря об обстоятельном разговоре? Стоит признать: российские дела нам интересны, но близки - свои.

Николай ЛИСНЕВСКИЙ, Осиповичи.

Привычное слово "товарищ"

Прочитал в одном из номеров "СБ" любопытную, на мой взгляд, новость о том, что в украинской армии наконец отменили обращение "пан". Теперь там военнослужащие, как и прежде, будут обращаться друг к другу более привычным "товарищ". Не стану в этом искать некий глубокий политический смысл. Тем более все это лишь форма, которую надо наполнять содержанием.

Однако событие это я считаю все же знаковым. Я 20 лет прослужил в армии. Постоянно общаюсь со своими бывшими сослуживцами из бывших союзных республик. Поэтому прекрасно знаю проблемы нынешней армии. "Вирус" реформаторства в той или иной степени не обошел стороной ни одну из армий в республиках бывшего Союза. Украина же решилась, как мне кажется, на самые радикальные меры. Друзья рассказывают, что командовать в украинской армии теперь будут гражданские. Только в нынешнем году почти половина ее руководителей будет уволена. Их обещают заменить штатскими. К 2005 году за военными останется лишь пятая часть ключевых должностей. К чему это все? Дань западной моде? Да, там есть, что перенять, но надо же сто раз взвесить. И еще. Думаю, что все уже стали понимать: мода приходит и уходит. А интересы государства остаются.

Сергей ГОРДЕЕВ, полковник в отставке, Минск.

Когда делать нечего - работайте!

Прочел статью "Что делать, когда делать нечего" о Краснопольском районе и подумал: столько там людей, а ничего придумать не могут. Или не хотят. Ведь достаточно зайти в библиотеку, посмотреть соответствующую литературу, полистать периодику и уже можно что-то придумать. Чтобы не быть голословным, предлагаю для безработных такие занятия: выращивание грибов (вешенка или шампиньоны), выращивание калифорнийских или обычных червей на торфяных, древесных и других отходах; изготовление сборных конструкций финских, дачных домиков, теплиц, подсобных помещений (сараи, уборные, бани и т.д.); выработка торфогранул; изготовление ульев, скворечников, табуреток, беседок, летних душевых и т.д.

Можно делать электромельницы, электрошашлычницы, оснастку для изготовления строительных блоков, выпускать тротуарную плитку, из переработанной пластмассы отливать формочки и т.д.

На все это не надо больших затрат, требуется лишь желание. Проще всего просить помощи у правительства. Если мое письмо дойдет до Краснополья и поможет кому-то, буду рад.

В.РОМАНОВ, Гомель.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter