Обратная сторона Луны

Есть ли жизнь на Луне?

Серебристый шар, украшающий земной небосвод по ночам, испокон веков привлекал внимание людей. О Луне слагали песни, стихи, легенды. Одновременно с ней связывали немало таинственных и необычных фактов. Сейчас естественный спутник Земли — самое изученное небесное тело во Вселенной. Или все же нет?

topkin.ru

Плоть от плоти

Астробиологи Дирк Шульце-Макух из Университета штата Вашингтон и его коллега Ян Кроуфорд из Лондонского университета опубликовали в журнале Astrobiology любопытную статью. Они выдвинули гипотезу, что наш пустынный спутник далеко не всегда был таковым. И якобы существуют как минимум два временных периода (три и четыре миллиарда лет назад), когда здесь могла существовать жизнь. Замахиваться на гуманоидный тип было бы слишком самонадеянно, поэтому ученые склоняются к мысли, что, скорее всего, жизнь эта была примитивной — на уровне бактерий.

Дело в том, что по одной из версий происхождения Луны (а всего таких догадок не менее пяти), она представляет собой не что иное, как кусок земной поверхности. Примерно 4,5 миллиарда лет назад Земля столкнулась с блуждающей (обладающей хаотической орбитой) планетой Тейя. Она слегка сместила орбиту Земли и “утонула” в недрах расплавленной мантии. Но “небесный поцелуй” был впечатляющим: от Земли оторвало приличный кусок и выбросило в космос. Улететь ему не дала сильная гравитация. И только через некоторое время, вращаясь по орбите, наш спутник постепенно приобрел округлую форму. В этом случае на нем некоторое время (весьма непродолжительное) вполне могли сохраняться какие-то жизненные формы. Эта версия, безусловно, может быть любопытной с научной точки зрения. И, по крайней мере, поставит точку в вопросе происхождения нашего спутника. Но на данный момент никаких свидетельств ее правоты не существует. В образцах лунного грунта, доставленных на Землю экипажем Нила Армстронга, нет никаких намеков на когда-либо существовавшую жизнь.

Конспирологи на страже

Впрочем, сам факт прилунения американских космонавтов до сих пор является предметом споров. К слову, научные исследования на тему подтверждения подлинности полетов были проведены в России. Комиссия РАН по борьбе с лженаукой неоднократно критиковала сторонников теории заговора. Вердикт комиссии самых авторитетных ученых был однозначным: полет на Луну состоялся. А все так называемые доказательства противного не выдерживают никакой критики.

Самый убойный аргумент конспирологов — развевающийся на фото американский флаг. Действительно, на Луне нет ветров. Но, возражают физики, речь идет не о ветре, а о затухающих колебаниях полотнища, которое было криво закреплено на флагштоке. В условиях вакуума при отсутствии сопротивления воздуха любая складка на ткани, если ее принудительно не разгладить, может распрямляться годами. И не факт, что выпрямится.

Второй момент — низкая прыгучесть астронавтов на видеоматериалах. Действительно, сила тяжести на Луне в шесть раз меньше земной. Следовательно, заключают скептики, Нил Армстронг и Базз Олдрин должны были скакать, как сумасшедшие зайцы, на несколько метров в высоту. А они, хотя и подпрыгивали, но как-то вяло и невысоко. Ну это как посмотреть. Попробуйте взмыть в воздух на родной Земле на полтора метра. А тут еще полное снаряжение. К тому же ученые изначально предупредили астронавтов: попытка слишком резво подскочить в вакууме приведет к появлению крутящего момента и потере равновесия. А значит, к повреждениям системы жизнеобеспечения скафандров. Короче говоря, суетиться было не с руки. Но попробуйте доказать это неверующим.

Вампиры отменяются

Издавна считалось, что Луна очень пагубно влияет на психику человека. А в полнолуние лучше вообще не выходить из дому, так как в это время выползает всякая нечисть. Современная наука эти вещи не подтверждает. А вот гравитация Луны действительно для нас важна, поскольку формирует приливы и отливы.

Еще один интересный момент. Хотя Луна и вращается вокруг своей оси, это движение синхронизировано с ее обращением вокруг Земли. Поэтому она всегда повернута к нам одной стороной. Правда, видим мы все же большую ее часть — около 59% поверхности. И все благодаря либрации (медленные колебания), открытой еще Галилео Галилеем.

На Луне вполне земной ландшафт, напоминающий наши гористые пустыни, поскольку когда-то тут существовала тектоническая активность. Она прекратилась несколько миллиардов лет назад. Но, к удивлению ученых, наш спутник периодически “потряхивает”. Лунотрясения бывают нескольких видов, самые распространенные — термальные (из-за резкого перепада температур во время восхода и заката Солнца). Представьте себе: огромный каменный шар вдруг начинает гудеть и вибрировать.

Кратко и загадочно

На самом деле на Луне хватает странных вещей. Для них существует даже специальный термин — “кратковременные лунные явления”. Например, в Море Кризисов периодически возникают туманы. Ученые полагают, что в момент наибольшей близости к Земле (в точке перигея) открываются трещины в грунте, откуда вытекают какие-то газы.

В кратере Аристарх в определенные моменты можно увидеть красные, синие и голубые вспышки, как будто кто-то щелкает гигантской зажигалкой. Пьезоэлектричество? Но откуда?

И, наконец, на фоне лунного диска и рядом с ним периодически видят какие-то светлые движущиеся объекты. Все это наводит на мысль: а вдруг там действительно кто-то живет? Впрочем, этот кто-то явно очень хорошо замаскировался.

КОМПЕТЕНТНО

Виктор Малыщиц, ассистент кафедры атомно-молекулярной физики БГУ, астроном:

— Мне кажется, вопрос существования жизни на Луне не имеет под собой серьезных оснований. Это небесное тело не имеет гравитации. Соответственно неспособно удержать никакую, даже самую примитивную, анаэробную (безкислородную) атмосферу. Единственный вариант — если речь идет о неизвестных нам формах жизни, которых нет на Земле. Но и это сомнительно. Кстати, именно из-за крайне неблагоприятных условий в качестве возможной “космической колонии” человечества рассматривается не относительно доступная Луна, а отдаленный Марс. Однако никто не вправе запрещать кому-либо выдвигать гипотезы.

yasenevomedia.ru
По поводу “лунного заговора” у специалистов есть четкое мнение — он существует только в воображении охочих до сенсаций людей и убежденных конспирологов, которых никакими аргументами не проймешь. Удивляет другое: как много сейчас развелось таких “специалистов”. Они свободно оперируют понятиями, о которых не имеют ни малейшего представления.
Как астроном и фотограф (а основные претензии выдвигаются преимущественно к снимкам, которые якобы были постановочными) я могу утверждать, что американцы все же побывали на Луне. Будем надеяться, что это не последняя экспедиция, и естественный спутник Земли постепенно все же откроет нам свои тайны. А их у него и без “лунопланетян” достаточно.

ЛЮБОПЫТНО

Астронавты “Аполлонов” часто жаловались на насморк и боли в горле. Явление получило название “лунная сенная лихорадка”. Оказалось, все дело в специфической местной пыли, часть которой попала на корабль вместе с контейнерами и на экипировке. Она состоит из мельчайших частиц силикатов (из-за них, кстати, на Земле болеют шахтеры). Без гравитации пылинки не сглаживаются, а остаются острыми, как осколки стекла. Вдохнув такой “коктейль” без средств защиты, человек неминуемо умрет на месте — легкие просто искромсает в лапшу.

bebenina@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Загрузка...