Юные футболисты из ДЮСШ № 2 Борисова тренируются в спартанских условиях

Обратная сторона игры

Благодаря БАТЭ на нашем футбольном небосклоне зажигали Серхио Рамос, Лионель Месси, Златан Ибрагимович, Франк Рибери, Неймар, Луис Суарес и прочие звезды мировой величины. В определенной степени с клубом считаются в Европе. У нас его приводят в качестве примера тем, кто говорит о невозможности зарабатывания денег в современных условиях... При всем уважении к конкурирующим клубам на данный момент в нашей стране нет никого сильнее БАТЭ. Однако борисовский футбол им не исчерпывается. В самом городе есть детско–юношеская школа № 2, в одном из трех отделений которой воспитывают футболистов. И вот эта сторона медали уже совсем не сверкает... Когда видишь то, в каких условиях растут новые Стасевичи, и понимаешь, что такая же аховая (а то и хуже) ситуация с инфраструктурой для детско–юношеского футбола и во многих других наших городах, неучастие сборной в финальных стадиях топ–турниров воспринимается логичным отражением жизни.


В спартанских условиях


То, что ребятня из ДЮСШ–2 Борисова постигает азы футбола на бывшей территории воинской части, символично. Потому что кого–кого, а настоящих бойцов в таких спартанских условиях точно воспитаешь. Переодеваются юные футболисты, что называется, не отходя от кассы — прямо у кромки поля. Помыться после тренировок они могут только дома. Административное здание, представляющее собой три незавершенные стены, словно кто–то бомбил. А качество натурального газона и мини–футбольной коробки такое, будто по ним проезжают танки как минимум один раз в месяц. Искусственное поле, находящееся рядом и также использующееся для игр и тренировок, выглядит лучше, но оно принадлежит областному училищу олимпийского резерва.

Один «вагончик» заменяет раздевалку, второй служит «сторожкой».

Валерий Макаревич, курирующий в ДЮСШ–2 футбольное отделение, во время матча чемпионата области своих против жодинских весь в игре. Пытается докричаться, активно жестикулирует, кажется, и сам вот–вот подключится к одной из атак. И точно так же эмоции переполняют его и во время разговора с корреспондентами «СБ». Видно, что этот специалист, вот уже 35 лет оттрубивший в детско–юношеском футболе Борисова, переживает за дело всей жизни, а инфраструктурная тема для него, как больная мозоль. Неприятно наступать, а постоянно приходится:

— Пока не возродили БАТЭ, мы тренировались на городском стадионе. Но сейчас там занимается и играет дубль клуба, иногда стадион использует главная команда. Нас пускают только на запасное поле, и то в очень редких случаях. Боятся, наверное, что дети его, грубо говоря, убьют.

— Сейчас убитым смотрится ваше натуральное поле.

— За газоном уход нужен: прокалывать, подсеивать... А у нас то поливать нечем, то техника сломалась. Есть машина, которая сейчас не работает: требующихся импортных запчастей купить не можем. Обкашиваем маленькой ручной косилкой. Но этого мало. Да и нагрузка на поле огромная. Оно эксплуатируется как минимум восемь часов каждый день.

— Где вы занимаетесь в холодный период?

— Тянем до первых серьезных морозов здесь, да и, как только немного теплеет, сразу сюда. Но подогрева тут, понятное дело, нет. Зимой лежит снег, лед. Так что декабрь, январь и февраль фактически выпадают из тренировочного процесса.

— Как у вас с выездами на соревнования?

— Стараемся крутиться, но тяжело. Свой автобус уже несколько лет стоит на приколе, сгнил, разваливается — надо списывать. Приходится заказывать транспорт в городском автопарке. А это — серьезная копеечка... Одна поездка, например, в Солигорск стоит восемь миллионов рублей.


Это кажется удивительным, но даже в таких условиях ДЮСШ–2 как–то умудряется готовить добротных по нашим меркам мастеров. На областных смотрах–конкурсах она постоянно в лидерах. Единственный борисовчанин в актуальном составе БАТЭ Игорь Стасевич вытянул билет в большую футбольную жизнь именно в этой школе. Анатолий Будаев, Игорь Балин, Сергей Гигевич, Артур Левицкий и многие другие хорошо известные футбольным болельщикам игроки тоже родом из нее. Да и сейчас, по словам Валерия Макаревича, школа не опускает планку: «В каждом созыве сборных команд Беларуси младших возрастов как минимум один–два наших воспитанника. Из последних это, например, Свирский и Павловец».

Отвечая на вопрос, в чем секрет успеха, тренеры шутят, что это, мол, ребята так в детстве старались, чтобы вырваться куда–нибудь поближе к научно–техническому прогрессу, но при этом добавляют, что было бы не лишним, если бы этот самый прогресс и в школу заглянул.

Евгений Дакуко с воспитанниками.

Евгений Дакуко, в свое время росший в ДЮСШ № 2 Борисова, а теперь работающий в альма–матер детским тренером, взволнован:

— По сравнению с тем временем, когда здесь занимался я, кое–что в лучшую сторону поменялось. Появилось искусственное поле, на котором в теплое время мы по большей части и тренируемся. Но оно принадлежит училищу. А наше натуральное — сами видите, в каком состоянии. Одуванчики, кочки... Переодеваемся прямо на траве. Когда прохладно, дети приходят на тренировки уже экипированными. Душа нет. Туалет — одна кабинка.

Коробка, как дом родной


В свое время улучшение инфраструктурной ситуации постучалось в школьное окошко. Но затем испугалось своей смелости и ретировалось в неизвестном направлении. В 2011 году стройка здания со спортзалом и прочими благами была заморожена. И в ближайшее время вряд ли оттает. На одной из трех стен здания некто с иронией нацарапал фразу «Коробка, как дом родной!!!». Однако дом этот не жилой — без окон, дверей, крыши и одной стены, да и те три, что начали возводить, явно далеки от законченного вида. Ассоциации с настоящим домом навевает разве что лениво лежащая на фундаменте собака, которая охраняет то, что и так особо никому не надо.

Родители и тренеры юных футболистов рассказывают истории одна другой страшнее. Например, вспоминают, как в начале марта, когда во время проходившего тут турнира пошел дождь с градом, дети набились в маленькие «вагончики» у синтетической «поляны» (один — это заменитель раздевалки, второй — для сторожей) как селедки в банки, и то всем места не хватило. В один голос говорят о необходимости появления хоть какого–то здания или на худой конец еще нескольких простейших вагончиков. Но в то, что застывший как вкопанный воз строительства сдвинется с мертвой точки, практически не верят. Не проявляет большого оптимизма и заместитель начальника отдела образования, спорта и туризма Борисовского райисполкома Вячеслав Скворчевский:

— Сегодня ДЮСШ–2 арендует два маленьких кабинетика во 2–й гимназии. Имеет натуральное поле, мини–футбольную коробку — и на этом вся ее база заканчивается. Здесь должно было появиться здание, в котором были бы помещения для администрации школы, игровой зал, тренажерка, учебный класс, раздевалки, сауны, душевые, туалеты — в общем, все как положено. Сделали проект. Подвели коммуникации, заложили фундаменты, начали строить стены. Но после того как было освоено около 250 миллионов рублей, деньги закончились и все работы остановились. Все понимают, что это здание жизненно необходимо ДЮСШ–2, но строить его не за что.

— Сколько надо, чтобы закончить строительство?

— Пять лет назад, когда работы были остановлены, стоимость проекта оценивалась примерно в 10 миллиардов рублей. Сейчас надо увеличивать эту сумму как минимум в два раза. У исполкома таких денег, конечно, и близко нет...

— В чем выход?

— Как вариант можно рассматривать долевое строительство с разными источниками финансирования — с участием управления спорта и туризма Минского облисполкома, Борисовского райисполкома, БАТЭ и, возможно, других заинтересованных структур.

От частного к общему


Проекты, впрочем, так пока только проектами и остаются. А реальность сурова. Директор ДЮСШ–2 Галина Шаркова говорит, что тяжело сейчас со всеми направлениями. Причем футбол в чем–то даже находится в выигрыше по сравнению с баскетболом и настольным теннисом. У него хоть какое, но что–то свое есть. А два других вида, развивающихся в школе, повсюду находятся в положении бедных родственников:

Пять лет назад стройка здания спорткомплекса для ДЮСШ-2 была заморожена.

— Да, тренировочный процесс идет. Но это только благодаря тому, что договариваемся с другими учреждениями. Мы везде в гостях. Туда не ходи, там не стой. Да и получить тренировочное время в общеобразовательных школах — нелегкая задача. В основном везде по две смены. С утра до самого вечера идет учебный процесс... Свое здание, пусть и самое простое, стало бы для нас очень большим подспорьем. Но вот уже несколько лет никаких работ не ведется.

Кто и как будет решать эту проблему — непонятно. Но то, что она требует решения, факт медицинский. Вячеслав Скворчевский, впрочем, призывает смотреть шире и сетует, что отсутствием базы для ДЮСШ–2 его головная боль не ограничивается:

— В Борисове шесть детско–юношеских спортивных школ, и более–менее уверенно себя чувствуют только три из них. Легкоатлеты не имеют нормальной беговой дорожки и тренируются на асфальте. Биатлонисты летом выезжают в поле и, образно говоря, стреляют по шарикам. Футболисты занимаются на «огороде»...

Школьный автобус давно на приколе.

— Хотя результат дают.

— Борисов — очень спортивный город, не зря он входит в достаточно узкий список мест, где были воспитаны три и более олимпийских чемпиона. Но все это главным образом вопреки, а не благодаря. Сегодня для укрепления спортивной инфраструктуры Борисова надо решить три основные задачи. Первая — закончить строительство спорткомплекса для ДЮСШ–2. Вторая — сделать сектора и уложить современную синтетическую дорожку на городском стадионе. И третья — построить учебно–тренировочный центр для биатлонистов и лыжников. В такой разрухе, какая у нас сейчас, дети тренироваться не должны. Обидно и стыдно.

Все это понимают, но ничего не меняется. К большому сожалению.

Прямая речь

Дмитрий Дергай, заместитель директора детско–юношеской школы БАТЭ:

— В нашей школе, базирующейся на СОК «Олимпийский» и на стадионе БГАТУ в Минске, работают 15 тренеров и занимаются около 250 ребят. В основном это минчане, но на тренировки к нам приезжают и парни из Борисова. Постоянно привлекаем ребят из ДЮСШ–2. В каждом возрасте на лицензировании за БАТЭ играют по 5 — 7 юных футболистов, вышедших из борисовской спортивной школы. А, например, Илья Буяк и Никита Филиппович находятся сейчас на видных ролях в дублирующем составе нашего клуба и в будущем, вполне возможно, могут пробиться в основу.

— Какую поддержку вы оказываете ДЮСШ–2?

— Между БАТЭ и ДЮСШ–2 существует договор о сотрудничестве, по которому клуб при наличии возможностей оказывает финансовую и техническую помощь. Например, командам борисовской школы, которые мы привлекаем для участия в первенстве Минска, оплачиваем питание. Ребят старших возрастов обеспечиваем экипировкой. Помогаем приобретать мячи. Как уже прозвучало из названия договора, при возможности клуб оказывает финансовую помощь. В свою очередь, БАТЭ обладает правом первоочередного выбора футболистов из этой школы.

— Может ли БАТЭ подставить плечо ДЮСШ–2 в вопросе улучшения инфраструктуры?

— Цели использования финансовых средств, которые мы выделяем школе по упомянутому договору, предварительно согласовываются с нашим клубом. А одна из них — это и есть развитие и содержание объектов инфраструктуры школы.

bakerenko@sb.by

Советская Белоруссия № 130 (25012). Пятница, 8 июля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter