Обратная сторона бочки

Работа российских пивоваренных компаний на белорусском рынке теперь значительно упростится. Правительство Беларуси отменило ряд постановлений, ограничивающих доступ российского пива на рынок нашей страны

Работа российских пивоваренных компаний на белорусском рынке теперь значительно упростится. Правительство Беларуси отменило ряд постановлений, ограничивающих доступ российского пива на рынок нашей страны. Однако о последствиях, к которым может привести данное решение, пока судить никто не берется. И белорусские, и российские компании пока только «прицениваются» к новым условиям работы.

Напомним, с 1 марта 2007 года вступит в силу постановление Совета Министров Беларуси, снимающее многочисленные ограничения на ввоз и оборот российского пива. С 2003 года поступление этого напитка с территории восточного соседа осуществлялось через таможенные склады временного хранения, а отпуск оформлялся специальными товарно-транспортными накладными с дополнительной степенью защиты. Но самой жесткой мерой для экспортеров был сбор за разовую лицензию на каждую партию товара, который составлял около $ 11 тысяч за 10 тысяч декалитров. Кроме того, в качестве дополнительной меры в марте 2005 года Беларусь ввела маркировку бутилированного пива специальными защитными знаками. Для их получения россиянам необходимо было уплатить авансовый платеж в размере 100 % суммы акцизов (0,04 евро за литр), исходя из минимального объема ввозимой продукции не менее 40 тысяч декалитров. Впрочем, такие правила действовали в первую очередь для ограждения белорусского рынка от теневых поставок пива. 

Сегодня эксперты едины во мнении: засилье импортного пива вряд ли повторится. В Беларуси насчитывается 13 собственных пивоваренных заводов, суммарная мощность которых составляет более 50 миллионов дал пива в год. Средняя рентабельность этих предприятий 21,8 % — самая высокая среди отраслей пищевой промышленности. При этом отечественное пиво пользуется спросом не только в Беларуси, но и за рубежом.  Как отмечают специалисты, за последние годы шагнула вперед и культура употребления пенного напитка, что незамедлительно отразилось и на объемах продаж. Скажем, в 2000 году среднестатистический белорус выпивал около 10 литров пива в год. По итогам 2006 года этот показатель уже приблизился к 35—36 литрам. 

Понятно, что действовавший порядок импорта пива в Беларусь осложнял россиянам логистику и приводил к существенным финансовым потерям. 

— Правила ввоза и оборота российского пива на территории Беларуси носили дискриминационный характер. Это и стало основанием для наших обращений как в правительство России, так и к белорусским властям, — отмечает глава Союза российских пивоваров Вячеслав Мамонтов. — Вопрос о необходимости отмены ограничений неоднократно поднимался в ходе российско-белорусских переговоров на самом высоком уровне. Мне кажется, решение белорусского правительства будет способствовать укреплению взаимовыгодных торговых отношений между нашими странами. 

Однако специалисты отмечают, что, несмотря на ограничения, импорт российского пива прибавлял в объемах каждый год. Так, в январе—ноябре 2006 года он составил 4,9 миллиона дал (47,9 % к уровню января—ноября 2005 года), в 2005 году — 3,7 миллиона дал и по сравнению с 2004 годом вырос в 4,1 раза. Так что, конкуренция со стороны российских пивоваренных компаний и ранее была ощутимой. 

Единственной серьезной препоной может стать ценовая политика россиян, которые в этом отношении гораздо мобильнее белорусов. 

— Цены на российское пиво могут серьезно снизиться, ведь российские компании избавились от ряда издержек, — считает гендиректор ОАО «Пивзавод «Оливария» Николай Дудко. — Однако думаю, что серьезного пересмотра ценовой политики не будет – демпинговать россияне не станут. Хотя уже сегодня в магазинах во время проведения скидочных программ и распродаж нередко можно встретить невероятно дешевое российское пиво. 

С ним соглашается и руководитель предприятия «Речицапиво» Олег Величко: «Мне кажется, что та ценовая политика, которая велась российскими компаниями, не должна измениться. Тем более что цены на российское пиво в Беларуси уже несколько ниже внутрироссийских». 

У белорусских пивоваров в рукаве припрятан еще один немаловажный козырь: за последние несколько лет они приучили отечественного потребителя к белорусскому хмельному напитку, доказав, что наше пиво ничуть не хуже импортного. Даже если объемы поставок российских брендов в страну вырастут, сегмент белорусских пивоваров также увеличится. Эксперты считают, что рынок будет «прибавлять в весе» на 20—30 % ежегодно, как и несколько последних лет. В целом решение правительства позитивно отразится на всей пивоваренной отрасли, а на рынке Беларуси появляется дополнительный элемент свободной конкуренции. Это неизбежно приведет к его дальнейшему развитию. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter