“Обращаюсь с надеждой...”

Так начинаются многие письма в Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь. По количеству обращений оно в лидерах среди других органов государственного управления

Когда родственники далеко...
Это письмо в министерство пришло из Вильнюса. Наша соотечественница написала о трудной ситуации, которую ей не удалось разрешить. В Беларуси проживает ее престарелая мать вместе с дочерью, которая имеет тяжелое заболевание. Нужно бы ее определить в дом-интернат, чтобы мать смогла спокойно жить, но на областном уровне это не удается сделать. В результате вмешательства главного управления государственной поддержки населения министерства для женщины-инвалида было найдено место в доме-интернате для психоневрологических больных...
Письма поступают разные, на прием нередко приходят люди, которые не столько ищут помощи, сколько хотят простого человеческого понимания. Так что работникам министерства нередко приходится выступать в роли психолога. За 6 месяцев этого года в Министерство труда и социальной защиты поступило 4222 обращения граждан (3374 письменных и 848 устных). На приеме побывали 848 человек.
— Каждое обращение мы воспринимаем как живую, неприглаженную информацию о настроениях и мнениях людей по самым острым и волнующим их проблемам, — отмечает начальник управления контроля и делопроизводства Министерства труда и социальной защиты Людмила ВОЙНОВА.
За каждым обращением стоит человек со своей проблемой. Он рассчитывает быть услышанным. Многие предпочитают для надежности сразу обращаться в вышестоящие органы. Людмила Анатольевна подчеркивает, что и в районах, и в областях работают грамотные специалисты, которые в состоянии разобраться с ситуацией. В министерство оправданно обращаться в том случае, если на месте не помогли в решении проблемы, “заволокитили” обращение. Кстати, в результате проверок в подведомственных министерству государственных органах и организациях в этом году не было отмечено нарушений сроков рассмотрения обращений граждан.
Общеизвестно: перед тем, кто владеет информацией, открываются новые горизонты. Нередко люди начинают писать в инстанции потому, что не могут разобраться в тонкостях того или иного закона. Информирование населения и разъяснение нормативных правовых актов по вопросам социально-трудовой сферы — важный аспект в деятельности министерства и подведомственных организациях. Сегодня достаточно зайти в любое “социальное” учреждение, и увидишь информационные стенды о режиме работы, видах социальной поддержки, графике приема граждан. Большой объем информации представлен на министерском интернет-сайте: www. mintrud.gov.by.
“Дойти до каждого”, каким бы избитым ни был этот лозунг, но именно он наиболее точно отражает деятельность социальных структур. Сегодня на предприятиях, в организациях, сельских советах, отдаленных населенных пунктах проводятся выездные приемы граждан. Присутствующие на них всегда активно задают вопросы, поскольку чувствуют себя в привычной обстановке более свободно. За шесть месяцев руководителями и специалистами органов по труду и соцзащите проведено 52 таких приема, в результате консультации получили 443 человека.
О пенсиях и не только
Вообще, тем, кто работает с жалобами, я бы давала за вредность молоко. Потому что равнодушно “работать” с чужой болью невозможно, она требует больших моральных затрат. Да, нужно быть объективным и четко следовать закону. Но иногда жизнь подбрасывает такие ситуации, что без душевного участия их решить невозможно.
Держу в руках письмо минчанки, инвалида второй группы с детства. У женщины нет обеих ног. В январе минувшего года ее поставили на очередь для приобретения автомобиля с ручным управлением. Понятно, что женщина сразу решила пойти на курсы вождения. Однако ей ответили, что пока это невозможно. А потом... предложили купить автомобиль, но при условии “наличия документа, подтверждающего право на вождение”.
“Как выйти из этого парадоксального положения?”, — спрашивает в своем письме Ирина Ивановна. Из министерства пошел запрос в горисполком. Из соответствующей его службы ответили, что невозможно направить женщину на курсы, поскольку существует очередь. Спору нет, все по букве закона. Но как быть инвалиду? Отказываться от автомобиля и ждать потом его неизвестно сколько? Все же сотрудники министерства настояли, чтобы Ирину Ивановну отправили на курсы в порядке исключения.
За первое полугодие этого года в государственные органы и организации системы министерства поступило 17 398 обращений. И подобные письма встречаются нередко... Ведь в основном обращаются те, кто получает пенсию по возрасту, по инвалидности, воспитывает детей, в том числе детей-инвалидов.
Самыми частыми являются “пенсионные” обращения. Кого-то не устраивает размер пенсии, а кто-то ищет лазейку, чтобы досрочно уйти на пенсию по возрасту или за выслугу лет. В главное управление пенсионного обеспечения и социального страхования министерства поступило 842 письменных обращения, это на 39 процентов больше, чем за аналогичный период 2005 года.
“В минувшем полугодии увеличился поток обращений граждан по вопросам соблюдения трудового законодательства, особенно в сфере частного бизнеса и предпринимательства, своевременной выплаты заработной платы, предоставления отпусков, заключения и продления контрактов”, — отмечает собеседница. По-прежнему немало обращений (7,5%) касаются жилья, прописки, медицинского обслуживания, оплаты коммунальных услуг. Авторы обращений в основном понимают, что решение этих вопросов не входит в компетенцию Министерства труда и социальной защиты, однако таким образом они ищут социальную защиту своих прав.
Обращение на “бис”
Людмила Анатольевна Войнова отмечает, что повторных обращений в министерство в этом году поступает меньше. Почти половина из них (49 процентов) вызвана тем, что граждане не удовлетворены отдельными статьями действующего законодательства в социально-трудовой сфере. Зачастую в обращениях не приводится ничего нового, по ним даны квалифицированные ответы специалистов, имеются результаты проведенных проверок. Закон Республики Беларусь “Об обращениях граждан” в этом случае позволяет прекратить переписку с заявителем, сообщив ему об этом. Однако нередко это сделать не удается по причине необычайной настойчивости некоторых авторов...
Вот один из таких примеров. По поручению Администрации Президента, Палаты представителей Национального собрания, Конституционного суда, Комитета государственного контроля, Прокуратуры Республики Беларусь и других государственных органов в министерстве вот уже два года рассматриваются обращения С.Г.А., получателя пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны Республики Беларусь. На все поставленные вопросы, касающиеся исчисления его трудовой пенсии, автору обращений были даны разъяснения. Однако он разработал свою методику исчисления пенсии и продолжает “бомбить” инстанции...

Неверно полагать, что “отработанные” письма просто канут в Лету. Вопросы, затронутые в них, анализируются и нередко становятся двигателем законотворчества. Причем инициативу проявляют областные и городские органы по труду и социальной защите населения. С места, как говорится, лучше видно.
— К примеру, комитет по труду и социальной защите Брестского облисполкома направил в министерство предложение о внесении изменения в Положение о порядке обеспечения инвалидов автомобилями и выплаты ежегодной денежной компенсации расходов на транспортное обслуживание, бензин, ремонт, техническое обслуживание автомобилей “Таврия” и “Ока”. Предлагается предусмотреть продажу автомобилей после смерти их владельцев родственникам (членам семьи умершего инвалида) по остаточной стоимости на основании оценки экспертов.
Как видим из приведенного примера, ошибаются те, кто считает, что на местах на их запросы слабо реагируют.
Капля, как говорится, камень точит...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter