Сокращение льгот при приеме в университеты и колледжи

Обойдемся без льгот

Основная задача правил приема в вузы — справедливый и прозрачный выбор лучших
В идеале основная задача правил приема в вузы и колледжи — максимально справедливый и прозрачный выбор самых лучших из претендентов на студенческий билет. И каждая новая их редакция — очередной шаг навстречу этому идеалу. Иногда к нему приближаемся методом проб и ошибок, как это было с установлением минимальной планки в баллах для поступления, последующей ее отменой, а затем опять возвратом к нижнему порогу в баллах, но уже в зависимости от предмета. Чаще же идет системное совершенствование правил с учетом требований времени. Пример тому — постепенное сокращение льгот при приеме в университеты и колледжи.

Что бы кто ни говорил, но все же хорошо, что новыми правилами отменена такая льгота, как раздельный конкурс при зачислении. Когда–то она была необходимой из–за существенных отличий в условиях учебы городских и сельских школьников. В деревнях не хватало учебников, оборудования, учителей, ученики привлекались для оказания помощи колхозам. Но со временем все изменилось. Сейчас многие сельские школы могут дать фору некоторым городским и по материальному обеспечению, и по качеству обучения. Детей от учебы на сельхозработы почти не отвлекают. Как результат, выпускники сельских школ на ЦТ по отдельным предметам стали опережать своих городских сверстников. И «раздельный конкурс» начало звучать как некий раздражитель. Для сельских — указывающий на какую–то изначальную их ущербность, а для городских — порождающий мнение о значительно большей весомости льгот, нежели полученных глубоких знаний...

Мало того, чтобы получить для своих детей сельскую льготу, некоторые родители начали манипулировать регистрацией места жительства. Официально зарегистрирован в деревне у бабушки, все годы учится в городской гимназии, а за два месяца до выпуска возвращается в деревенскую школу и получает аттестат как сельчанин. Вот и льгота в кармане. А теперь представьте состояние абитуриента, который не поступил в университет с 360 баллами только из–за того, что место занял не очень способный к наукам льготник, набравший всего 210. Да и государство оказывалось в проигрыше, потому что «талант оставался за бортом, посредственность пробивалась в храм науки».

Нынешние выпускники уже и не знают, что когда–то и школьная золотая медаль давала право на поступление в любой университет на любую специальность после отличной сдачи только одного экзамена, а в некоторые и вообще без экзаменов. Это право было отменено, сохранили преимущество медалиста лишь при прочих равных условиях. Как итог, к 2013 году таких стало всего 2.560, в то время как еще в 2003–м было 5.555. Справедливости ради замечу, что в этом году наличие медали еще будет иметь значение, но лишь при поступлении на педагогические специальности. Понятно, что это существенно не изменит конкурс в педуниверситеты. Но если дополнительно хотя бы несколько десятков настоящих медалистов выберут эту профессию, то в будущем уже тысячи детей получат шанс учиться у талантливых учителей. Так почему не попробовать?

Сохранен пока и отдельный конкурс для получения образования на условиях целевой подготовки. Причем количество мест для целевиков увеличено до 60% для специальностей сельскохозяйственного профиля и до 40% для всех остальных. Очевидно, это не столько льгота, сколько более высокая ответственность в достижении цели, закрепленная трехсторонним договором. Считаю, что за такой формой будущее. Наверняка она будет изменяться в сторону усиления требований ко всем участникам этого процесса, но, прежде всего, к качеству подготовки специалиста, а значит, и к его изначальным параметрам на входе в университет. Ведь нанимателю «льготник по месту жительства» не нужен. Поэтому и раздельный конкурс для такой категории абитуриентов, скорее всего, канет в Лету.

А вот такие льготы, как внеконкурсное зачисление победителей международных и республиканских предметных олимпиад, конкурсов, чемпионатов и др., а также выставление высшего балла по предмету победителям областных олимпиад, нужно обязательно сохранить. Ведь, по большому счету, это уж точно не льгота, а признание таланта, труда и упорства, которые и привели человека к победе над тысячами других. Эти ребята уже доказали свое право учиться, и дополнительные испытания для них были бы попросту неуместны.

Вообще, льгот, суть которых сводится к выражению «перейти дорогу более умному», не должно быть вообще. Они просто несправедливы. К их появлению приводит скорее жалость, вызывающая стремление поддержать кого–то в трудную минуту. Эта замечательная, благородная черта у нас в крови, но не нужно ею злоупотреблять. Образование — особая сфера, в которой содействие допустимо только в форме создания условий для учебы, материальной помощи, но никак не через снижение требований к качеству учебы и знаний. Ведь можно выйти и на такой результат: пожалели при поступлении, пожалели во время учебы, затем при трудоустройстве, и вот уже руководит коллективом и отдает приказы тот, у кого ни знаний, ни способностей. Получается, благими намерениями... Допускать такого нельзя.

Советская Белоруссия №67 (24450). Четверг, 10 апреля 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter