Оборотни в баллонах

Только в каждой 10-той машине - хороший огнетушитель

Только каждый десятый водитель возит с собой исправный и надежный огнетушитель

За последнюю неделю минские спасатели дважды выезжали на тушение автомобилей. Ночью в гараже частного дома загорелся «БМВ 760». Причиной ЧП стало короткое замыкание электропроводки. А свидетелями возгорания «Ровера 400» на улице Лобанка стали десятки прохожих. Кто-то даже заснял происходящее на видео и разместил ролик в Интернете. На нем видно, как из-под капота валит густой дым и выбивается пламя. Несколько минут до приезда спасателей никто ничего не предпринимает — очевидно, обычные огнетушители уже бесполезны. Наконец, рядом тормозит машина МЧС, пожарные сбивают пламя и долго возятся с открыванием капота — он деформировался и заклинил из-за слишком высокой температуры... Как позже было установлено, и в данном случае возгорание началось из-за неисправности электропроводки.

Машины горят довольно часто. Только в прошлом году спасатели тушили 484 автомобиля (за четыре месяца этого года —152). Изучив сводки МЧС, можно вообразить, что в Минске и других городах орудуют банды поджигателей, как это было в прошлом году в Москве.

— Действительно, поджог нередко становится причиной пожара в машине. В прошлом году таких случаев было 82. Однако в два раза больше автомобилей воспламеняются из-за нарушения эксплуатации электросетей и электрооборудования, — дает разъяснение пресс-секретарь МЧС Беларуси Виталий Новицкий. — Еще одна распространенная причина пожара — неосторожность при обращении с огнем. В равной степени часто горят автомобили летом и зимой, в жару и в мороз. Поэтому ошибочно искать прямую связь таких происшествий с погодой. А участившиеся случаи можно объяснить разве что увеличением количества автотранспорта.

Как водителю уберечься от автопожара? Основных правил несколько. Главное — чаще заглядывать под капот. Насторожить должен острый запах горючего — он подскажет, что где-то в топливопроводе образовалась утечка. Повреждения опасны тем, что топливо попадает на горячий двигатель, быстро испаряется и образует взрывоопасные пары. Для возгорания достаточно одной искры. Определить оплавленные провода тоже не очень трудно. Если процесс зашел далеко, то все будет понятно по запаху паленой резины. Впрочем, лишенную изоляции блестящую металлическую жилку можно найти при внимательном осмотре и невооруженным глазом. Проблемный провод надо поскорее заменить и заодно выяснить, что послужило причиной дефекта.

ЧП может произойти и просто после неквалифицированного ремонта. Специалисты советуют воздержаться от самодеятельности и доверить установку нового электрооборудования сертифицированным СТО.

Встречаются в сводках МЧС и, казалось бы, невероятные факты. Этой зимой в Минске пьяный парень пытался закурить в салоне и умудрился поджечь машину изнутри. Другой водитель в мороз укутал на ночь двигатель в одеяло, а наутро забыл его достать. Проводка коротнула — и утеплитель воспламенился.

Как поступать, если пожар все же случился? Само собой, остановиться у обочины, попробовать применить огнетушитель (предварительно скинув клеммы с аккумулятора) или сразу позвонить в службу «101». Спасатели быстро потушат огонь, а после эксперт- дознаватель установит причину ЧП. Если необходимо, МЧС проведет экспертизу узлов и агрегатов сгоревшего автомобиля. В дальнейшем эти данные помогут владельцу решить вопрос компенсации ущерба, если машина была застрахована на случай пожара.

Как показывает практика, не так много водителей могут самостоятельно справиться с огнем. Стоит только приподнять капот, как огонь «вдыхает» кислород и набирает молниеносную силу. Простой порошковый огнетушитель оказывается почти бесполезным. Остается рассчитывать разве что на помощь других неравнодушных водителей. Впрочем, и такой коллективный способ тушения не всегда помогает делу. Пример из жизни: в марте этого года на улице Кропоткина в Минске вспыхнул «пежо». Водители использовали с десяток своих красных баллонов, но машина сгорела. Все, что удалось сделать, так это отбить пламя от припаркованного рядом авто...

А порой дешевые огнетушители и вовсе отказываются работать. Эксперимент, который МЧС и ГАИ провели зимой прошлого года, дал понять: только каждый десятый водитель возит с собой исправный и надежный огнетушитель. В разных районах Минска экипажи останавливали машины и проверяли средства тушения огня. В 90 процентах случаев огнетушители были в наличии, но лишь у каждого десятого водителя они оказались в нормальном состоянии, то есть с неистекшим сроком годности, в полной комплектации и т.д. Что удивило: многие возят так называемые муляжи, у которых нет даже предохранителя. Техосмотр с таким огнетушителем, может, и пройдешь, а вот даже спичку не затушишь…

----------------------------------

На заметку

Два основных типа огнетушителей, которые продаются на рынке, — углекислотные и порошковые. У каждого из них есть свои плюсы и минусы. Попадая в зону горения, углекислота одновременно и охлаждает ее, и вытесняет из нее воздух, а потому горение быстро прекращается. Однако обращаться с таким огнетушителем надо осторожно: температура снежных хлопьев минус 60—70 градусов — можно получить обморожение. А вдыхание углекислого газа в закрытых помещениях вызывает потерю сознания. Порошковые огнетушители не опасны для человека, но менее долговечны. Порошок плавится, образуя пленку, препятствующую поступлению воздуха к горящему материалу. Но он не дает охлаждающего эффекта и может сильно загрязнить узлы и агрегаты автомобиля.

----------------------------------

Это факт

Легковой автомобиль, если его не тушить, полностью сгорает за 20 минут. В течение первых 30—60 секунд после возникновения огня у водителя есть шанс справиться с ним самостоятельно. Если пламя успело набрать силу и охватить 10—25 процентов автомобиля, то обычные огнетушители практически бесполезны. Они могут лишь замедлить процесс. Потушить такой пожар под силу только спасателям.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter