Законы рынка нередко подменяют законы джунглей
Владелица торговой точки, рассказавшая о своей беде в могилевском корпункте «СБ», по–моему, и сама до конца не верила в случившееся.
— Получается, мы с мужем теперь банкроты? — спрашивала она то ли у себя, то ли у меня. — Съездили в Россию, все деньги вложили в куртки, а эта девка (подразумевалась продавец) уже несколько дней не появляется на рынке, мобильник отключила, и о судьбе нашего товара ничего не известно. Она и выручку прихватила, сидим без гроша.
Еще одна «бизнес–леди», поведавшая мне через пару дней похожую историю, в выражениях не стеснялась, но замечаний я ей не делала, понимая, что у человека сдали нервы: в третий раз поменяла наемную работницу, а неприятности как были, так и остались.
...Казалось бы, что может быть проще, чем торговать на рынке? Умей показать товар лицом, не обсчитывай, не обвешивай, и все у тебя будет в порядке. На самом деле подобрать кого–то стоящего даже на такую простую должность, как «базарный» продавец — настоящая проблема для многих коммерсантов. Продавцы воруют и обсчитывают, опаздывают на работу и прогуливают, грубят покупателям и работодателям, позволяют себе встать за прилавок в нетрезвом состоянии. Самое обидное, что отвечать за все их «художества» приходится владельцам торговых точек. Нерадивому сотруднику можно разве что объявить выговор, депремировать или уволить. Штрафы же, убытки и прочие беды неминуемо обрушатся на хозяина.
— С кадрами в частном секторе экономики — большие проблемы, — подтвердил начальник отдела поддержки предпринимательства Могилевского городского центра развития малого бизнеса Анатолий Щипец. — Владельцы фирм нередко обращаются к нам с просьбой составить какой–то особый договор с наемными работниками, который сразу заставил бы персонал работать без нарушений. Ведь на небольших частных предприятиях, как правило, нет ни сотрудников, в чьи функции входит контроль за персоналом, ни проходных с вахтерами. Поэтому и нарушать легче, и выносить краденое проще. А «волшебного» документа, который избавил бы от всех бед, как вы сами понимаете, не существует.
Степень риска
Не все, кто стал предпринимателем, имеют склонность к бизнесу. Одни остались без работы, другие занялись коммерцией с кем–то «за компанию», третьи просто решили сменить род занятий. Ни опыта у таких людей нет, ни крупных капиталов, на начальном этапе даже самая незначительная потеря грозит разорением. Но дилетанты будто специально ищут неприятностей на свою голову: нет бы окружить себя опытными консультантами, так они, напротив, принимают на работу кого попало.
Занявшись производством пиломатериалов, бобруйчанин Сергей Корнеев сделал бухгалтером не профессионала, а... родного брата. Отчеты тот носил с опозданием, составлял их так, что в налоговой инспекции не знали, смеяться или плакать. В результате — крупные штрафные санкции, а «бухгалтер» лишь руками развел:
— Серега, какой штраф? Я же ни копейки не украл!
Могилевчанин Виктор Сопранков назначил в своей фирме диспетчером сестру. А когда услышал ее «милую» беседу с потенциальным клиентом, за голову схватился, поняв, почему желающих иметь дело с его «конторой» с каждым днем все меньше. Когда раздался телефонный звонок, диспетчер, поднеся трубку к уху, с ходу рявкнула: «Кто это? Кто это?» А потом отвечала на вопросы собеседника так, будто делала величайшее одолжение.
Разумеется, за зарплатой к родственнику дама приходить не забывала, да еще упрекала, что мало платит.
Удивляться не приходится. Сегодня к частникам идут в первую очередь те, кто не привык кому–то подчиняться. Таким работникам нравится обстановка в офисе, когда руководитель никакой не авторитет, а просто Саша или Коля, знакомый либо друг детства, с которым можно поспорить, с чьим мнением можно не считаться, чьи распоряжения можно не выполнять.
Конечно, бизнес — это всегда риск. Но просчитать, чтобы он был минимальным, коммерсант обязан. А для этого нужно учиться управлять персоналом, знать, как мотивировать подчиненных к эффективному труду.
С одной стороны, информационные, консультационные услуги частникам сегодня нужны как воздух, с другой — большинство, к примеру, могилевских бизнесменов пока жалеют денег на обучение методикам работы с кадрами, а в результате теряют больше.
Даже те, кто отучился в Могилевском городском центре развития малого предпринимательства всего неделю, рискуют во много раз меньше своих «неученых» собратьев. Курс «Охрана труда и трудовое законодательство» дает представление, как правильно принять сотрудника на работу, заключить с ним контракт, какие взносы и платежи за наемного работника придется платить. И еще бизнесменов учат, как обеспечить безопасные условия труда для подчиненных, как их проинструктировать перед началом работы. Частники, прослушавшие этот курс, уже не попадут в досадную ситуацию, когда горький пьяница по своей же вине получает травму на производстве, а потом работодателю приходится всю жизнь ему платить, потому что якобы не проинструктировал. Грамотный работодатель просто не допустит пьяного к работе.
В Минске начинают пользоваться все большей популярностью семинары по управлению персоналом. До провинции же «мода» пока не дошла, в небольших городах коммерсанты почему–то считают, что они и без обучения «не дураки», интереса к семинарам не проявляют. И... продолжают попадать в неприятные истории.
Семь раз отмерь
Компаньоны в бизнесе — разговор особый. Тут ошибиться гораздо страшнее, чем с подбором персонала. Если совершенно случайные люди попадают в состав учредителей обществ с ограниченной или дополнительной ответственностью, ждать можно чего угодно.
Минимальный уставный фонд общества с дополнительной ответственностью (ОДО) всего 400 евро, но для многих начинающих и эта сумма огромная. Люди небогатые приглашают «лишних» компаньонов, только чтобы помогли сформировать начальный капитал. Потом заинтересованные в процветании предприятия учредители работают от зари до темна, а те, кто только внес свою долю в уставный фонд, самоустраняются, деньги не зарабатывают. Зато позже, когда предприятие обзаводится солидными банковскими счетами, имуществом, «пассивные» учредители приходят за своей долей, и закон на их стороне.
При разделе прибыли события могут развиваться по разным сценариям. Если делить особо нечего, споры заканчиваются полюбовно, если деньги появились большие — пиши пропало.
...Несколько лет назад на этой почве в том же Могилеве разыгралась не одна трагедия, доходило даже до заказных убийств. Бывало, что «формальные» учредители правдами и неправдами выводили из состава владельцев фирмы более активных коллег, оставляя бедняг ни с чем. Причем исключенные узнавали об этом в последнюю очередь, когда их подписи в банке вдруг становились недействительными, а деловые партнеры наотрез отказывались иметь с ними дело.
Сегодня просто так основателя из фирмы не выставишь, он должен лично написать заявление о выходе из состава учредителей, заверить документ у нотариуса. Но черные кошки между компаньонами нередко пробегают и поныне. Кто–то, выходя из фирмы, добровольно передает свою долю имущества остальным, понимая, что не он добро наживал, не ему и распоряжаться. Другие судятся, требуют компенсации.
Примеров таких множество, и профессионалы советуют: не уверен в компаньоне — не бери в дело.
Никто не спорит, одному начинать сложнее, но зато удастся избежать недоразумений в будущем.
Оборотни с ограниченной ответственностью
Законы рынка нередко подменяют законы джунглей