Оборотная сторона НДС

Новый налоговый механизм нуждается в совершенствовании
Новый налоговый механизм нуждается в совершенствовании

С 1 января Беларусь и Россия перешли в торговле друг с другом к общепринятому принципу взимания налога на добавленную стоимость — в какой стране товар продан, в той НДС и должен уплачиваться. Однако не все пошло так, как предполагали. По этому поводу некоторые печатные и электронные СМИ даже разразились категоричными утверждениями, будто торговля между нашими странами парализована. Мол, в Беларусь не поступило в январе ни одной тонны российских продуктов питания, а одна известная обувная фабрика якобы даже оказалась на грани остановки из–за того, что застопорилась поставка российских же комплектующих. Я поспешил взглянуть на магазинные прилавки — нет, штабеля российских «Роллтонов» и прочих «долгоиграющих» продуктов никуда не исчезли. А вот директора ряда наших промышленных предприятий действительно заволновались. Вице–премьер Андрей Кобяков на днях сказал: «Правительство Беларуси озабочено ходом практической реализации соглашения о взимании НДС по–новому. Нас такая ситуация здорово настораживает». Попробуем разобраться, что к чему.

В первую очередь напомним, из–за чего начались все эти пертурбации. Поскольку наша страна в торговле с Россией постоянно оказывается «в минусе» (что вполне понятно, ведь мы покупаем там почти все энергоносители и множество сырья и материалов), то наши экономисты подсчитали: ежегодно белорусский бюджет теряет на уплате НДС до 200 миллионов долларов. Сумма немалая, и отечественные министры не один год настаивали, чтобы перейти в уплате этого налога к международным принципам. Этот вопрос даже был вынесен на высший уровень. В прошлом году соответствующее соглашение подписали. Однако одно существенное «но» отличает, казалось бы, отработанную в торговле с другими странами процедуру. Между Беларусью и Россией нет таможенной границы (отметим этот принципиальный момент), на которой бы таможенники отмечали факт перемещения товара туда или обратно. Вот и поручили налоговым органам контролировать, как поступают уплаченные за него деньги, — впервые в мировой практике. Это значит, что белорусским предприятиям «аннулируется» 18–процентный налог на их товар после того, как из российской налоговой инспекции придет подтверждение о его получении.

Наши налоговики утверждают, что заблаговременно подготовились к переменам и постарались подготовить к ним субъекты хозяйствования. Заместитель министра по налогам и сборам Лариса Кондратова отметила, что по сравнению с другими зарубежными странами уплата НДС в торговле с Россией даже имеет более льготную процедуру: больше времени на подтверждение факта отправки товара за рубеж, меньше отвлекается оборотных средств. Но все это лишь в том случае, если на том конце товаропроводящей сети добропорядочный контрагент. Если же в прежние времена задействована была «серая» схема реализации, то сейчас кто–то окажется внакладе, поскольку НДС либо на той, либо на этой стороне уплатить обязательно придется.

Можно было бы порадоваться всему этому и сказать: в добрый путь! Однако многие российские субъекты хозяйствования, являясь монопольными поставщиками в нашу страну, ничтоже сумняшеся, избавили себя от лишних хлопот и возможных потерь, включив НДС в стоимость предназначенного для Беларуси товара. Природный газ — красноречивый тому пример. Вроде бы цена на него на границе практически не возросла. Но 18 процентов налога в наш бюджет придется нашим же потребителям уплатить. То есть переложим деньги из одного кармана в другой, снизим ценовую конкурентоспособность продукции. В то время как такой же налог на белорусские грузовики или карьерные самосвалы пойдет теперь не в наш бюджет, а в российский. Включить НДС в цену вряд ли получится: конкуренция велика.

А тут еще российские налоговые службы оказались не готовы работать по–новому с 1 января. Мол, распоряжений не получали. Лишь 12 января необходимые документы появились на сайте Федеральной налоговой службы. Такая задержка внесла дополнительную сумятицу в ряды торгующих между собой субъектов хозяйствования по обе стороны границы.

В министерствах промышленности, по налогам и сборам, экономики, в администрациях крупных городов Беларуси в ответ на вопрос о возможных последствиях всего этого порекомендовали подождать. Мол, за январь отчеты о товарообороте и производстве продукции, уплате налогов будут поданы к 20 февраля, тогда и можно будет делать какие–то выводы. «Но само решение в принципе положительное, — считает заместитель министра экономики Татьяна Старченко. — Надо утрясти вопросы технического плана». Очевидно, для их утряски и созданы специальные комиссии в Правительстве, причастных к НДС министерствах и ведомствах, администрациях регионов. Те же директора, которые рассуждают о необходимости восстановления таможенной границы, таким образом пытаются прикрыть свое неумение работать в новых условиях, заявил на днях Андрей Кобяков. Что ж, о том, как работает новый налоговый механизм, скоро мы сможем говорить более предметно — с цифрами в руках.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter