На Обольском кирпичном заводе выпускают уникальные глиняные сувениры

Обольский кирпич до Красной площади «дошел»

Идея побывать на этом предприятии у меня появилась после того, как в кабинете у заместителя председателя Шумилинского райисполкома Ирины Шалаховой увидела красивые глиняные статуэтки ручной работы. Оказалось, такую красоту создают мастера местного керамического завода. Совместить эти поделки и банальные кирпичи в сознании я как-то не могла, поэтому в следующей командировке сразу направилась в городской поселок Оболь.

Бригадир участка сувенирной керамики Александр ЗАХАРЕНКО.

ПРИЗНАЮСЬ, как только переступила порог выставочного зала, забыла, зачем пришла: вот уж где полет фантазии, воплощенный талантливыми руками в глине. Комичный мужичок на телеге, рыбак с огромной щукой, поросята, коровы, парочка влюбленных или деревенская красавица. Вообще, очень много работ на сельскую тематику, а лица у людей такие смешные, домашние, добрые и простые. Так как я сама из деревни, моментально нашла что-то схожее у некоторых скульптур и своих односельчан. В итоге под впечатлениями и эмоциями от посещения выставочного зала из заводского магазина сувениров вышла, как говорится, затаренная под завязку.

   
А дальше первый заместитель директора Василий Серафимович повел меня в цех, где всю эту красотень и производят. Участок сувенирной керамики возглавляет бригадир Александр Захаренко — один из мастеров с 37-летним стажем, стоявший 26 лет назад у истоков создания участка:

— Мы начинали под руководством Анны Левшовой, тогда было всего 4 гончара. Из первого состава остался я один. Сейчас на участке 4 изготовителя художественных изделий и литейщик. Работа кропотливая и монотонная, требует терпения. 

Литейщик Игорь КЛАЧОК.
Бригадир показывает владения литейщика Игоря Клачка, где он превращает природный материал в шликер (по густоте он напоминает сметану), из которого впоследствии и рождаются будущие изделия. Глину берут в заводском карьере в 18 километрах от Оболи. Чтобы довести ее до состояния эластичности и прочности, нужно пройти длинный технологический процесс. Сначала шликер долго созревает в бочке, потом его заливают в гипсовые формы, где он настаивается, затем остатки сливают. Подготовленные изделия украшают лепкой, сушат, обрабатывают, зачищают, обжигают, расписывают… Одной большой электропечи достаточно, на обжиг уходит около шести часов. 

На мой вопрос, есть ли что-то особенное в рецептах шумилинского шликера, Игорь отвечает с улыбкой: «Не могу рассказать, это секрет». Такая же военная тайна и у бригадира, он делает гипсовые формы, куда потом заливается раствор. Оказывается, и форму на раз-два не создашь. За каждой стоят десятки лет поиска и совершенства. 

Специальное образование по декоративно-прикладному искусству есть только у Инны Муравьевой, остальные изготовители художественных изделий — мастера-самоучки. По словам Александра Васильевича, выпускники колледжей, которые могли работать в этом направлении и приезжали сюда по распределению, после отработки разбегались, поэтому вся опора и надежда — обольчане. 

— Поначалу на участок пришла целая команда, переводили из других цехов, — рассказывает бригадир. — Кто смог и у кого было желание заниматься творчеством, тот остался. Образы своих глиняных героев и композиций девчата создают сами, иногда подсматривают в интернете и детских книжках. У каждого мастера свой почерк, но даже самого себя повторить сложно.

Изготовитель художественных изделий Екатерина БАРАНОВА.

СЛЫШАЛА когда-то, что обольские мастера «наследили» в Москве при строительстве храмов. Поинтересовалась об этом у Александра Захарченко. Тот улыбнулся и показал чертежи, которые хранятся у него более 20 лет: «Очень «наследили» в декорации Воскресенских ворот на Красной площади, даже оставили свои вензеля на кирпичах».

Примерно через год после создания участка сувенирной керамики предприятие взялось за серьезное и сложное задание, от которого тогда отказались многие заводы на постсоветском пространстве. Дело в том, что мэр Москвы Юрий Лужков затеял воссоздать Воскресенские ворота с Иверской часовней на Красной площади, храм Христа Спасителя, церковь Георгия Победоносца и мечеть на Поклонной горе. Для строительства понадобился особо прочный кирпич, выполненный по старинным технологиям и определенного размера, чтобы приблизиться к оригиналу. Кирпич, который можно было нарезать, поручили изготовить цехам Обольского завода, с рисунком — участку художественной керамики. Мастера перепробовали разные способы, даже набивали узоры вручную, пока не нашли то, что нужно. За процессом наблюдали представители мэрии и архитекторы Москвы. Приходилось несколько раз возить образцы в чемодане на поезде, чтобы на месте прикинуть, то ли это, что нужно строителям. С задачей справились на отлично.

   
— Через несколько лет довелось побывать на Красной площади, — говорит Александр Васильевич. — Долго смотрел на Воскресенские ворота, и мысль в голову пришла: никогда бы не подумал, что мы, мастера из далекой белорусской глубинки, оставим на века свой след в истории России. И в университете на Ленинских горах есть наш кирпич. Такая гордость обуревала, словами не передать.

На всех белорусских фестивалях и ярмарках умельцы выставляют свои произведения искусства: вышивки и вытинанки, корзинки и горшки, изделия из дерева и кованки. Мы богаты на самобытных мастеров, и никакой шедевр, пройденный через конвейер завода или фабрики, никогда не сравнится с расшитой гладью сорочкой или плетенным из сосновой щепы коробом. Или вот с таким сельским мужичком из глины, рожденным в Оболи. А ведь в каждой работе мастеров их любовь и частичка души.

chasovitina@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter