Велосипед или автобус: мы проверили, может ли в городе двухколесный транспорт составить конкуренцию общественному

Обогнать за 60 минут

Армия велосипедистов неуклонно растет. Не по призыву военкомата, но по зову сердец. Среди моих знакомых есть те, кто предпочитает этот вид транспорта любому другому. Некоторые даже утверждают, что добраться из точки А в точку Б в условиях города быстрее и проще на двух колесах, чем на автобусе. Интересная теория. Но, как и любая теория, требует проверки.

В целом уровень развития велосипедной инфраструктуры в городской среде, безусловно, самый глобальный фактор. И работы в этом направлении немало.

Лучший вариант

Проводить эксперимент будем на одном из самых длинных гомельских маршрутов. Автобус № 17 «Медгородок — микрорайон Кленковский» курсирует фактически из одного конца города в другой. Расстояние по карте в одну сторону — 18,2 км. Согласно расписанию автобус преодолевает его за 1 час 4 минуты. Удастся ли опередить его на велосипеде? Проверим.

Кататься я научился еще в детстве. Впрочем, затем был очень долгий перерыв, и только последние пять лет снова кручу педали. Хотя и регулярно, но все же недостаточно для того, чтобы считать себя заядлым велобайкером. 

Чего нельзя сказать о моем добровольном помощнике. Юрию почти 35 лет, он — выпускник училища олимпийского резерва и мастер спорта по многоборью. Активно пользоваться велосипедом начал восемь лет назад:

— Машина есть, но почти не езжу. Общественным транспортом тоже редко — когда без вариантов или погода категорически не позволяет. Зимой в основном. Недавно баул специальный купил: теперь могу без проблем велосипед в поезде перевозить. Я часто в Минске бываю — там тоже предпочитаю на двух колесах передвигаться. 

Не человек, а «велокентавр» какой-то. Зато теперь я точно знаю, кто финиширует первым.

Веломаршрут от маршрута городского транспорта отличаться может кардинально, ведь срезать углы никто не запрещает.

Крути педали

Устраивать гонку, двигаясь параллельно с автобусом по тротуару, было бы наивно. Такая дуэль в наши планы не входит. Уж слишком много лошадиных сил у соперника. Мы поедем другим путем, используя все свои преимущества. Главное — маршрут по кратчайшей, в нашем представлении, траектории. Со срезанием углов, проездами через дворы и т.д. И, конечно, без остановок. Единственный зарок — обязуемся не нарушать правила дорожного движения и спешиваться на переходах. 

Во избежание путаницы с автобусом и прочих накладок в нем поедет наш фотокорреспондент Иван. Его задача — зафиксировать время прибытия. Прибываем к месту старта в микрорайон № 20-а (он же Кленковский), готовимся. Подкачиваю колесо, затягиваю покрепче шнурки на кроссовках, надеваю перчатки и жилет. То же делает мой напарник. Пользуясь моментом, задаю ему вопрос «чайника»: зачем велобайкеру нужны очки? 

— Видимо, тебе в глаз никогда жук не прилетал на скорости, — усмехается Юрий, протирая стекла ветошью. — Поверь мне, бланш такой будет, словно Рокки Бальбоа приложился. А тем более сейчас май — как раз сезон. 

Надеюсь, проверка этой информации не станет частью эксперимента. Готовность номер 1. Стартуем одновременно с отъезжающим от конечной остановки зеленым автобусом МАЗ. Поехали! 

Бодрее всего прохожу начальный отрезок. Это участок будущей трассы Восточный обход. Ехать по нему одно удовольствие — два с половиной километра по ровному, как бильярдный стол, асфальту. Есть и тактические соображения. Пока автобус будет петлять по микрорайону Волотова, собирая пассажиров, я надеюсь вырваться и получить фору. Посмотрим, что из этого получится. 

Около километра Юрий едет рядом, поддерживая меня морально. Однако сам он крутит педали даже не вполсилы. Поэтому, уподобившись классическому раненому киногерою, даю товарищу завет: бросить меня и идти одному. Ускорившись, Юра за считаные минуты скрывается из вида. Кручу педали в гордом одиночестве.

Корреспондент «Р» пытался обогнать автобус на маршруте, протяженность которого превышает 18 километров.

Он это сделал!

Мой план по сокращению пути если и удался, то существенного преимущества явно не принес. Физически легче не стало. Особенно на улице с говорящим за себя названием Подгорная. Подъем в гору оказался слишком крутой. Пришлось катить велик вручную. Замечу, тоже хорошая разминка. Дальше было проще. Какое-то время. То, которое длилась поездка по набережной Сожа. Пологий спуск, хорошее покрытие и прекрасный вид по обе стороны: слева — река, справа — парк. 

Затем еще один подъем, на котором я для экономии сил и времени пытаюсь схитрить. В итоге же перехитрил самого себя. Свернув в незнакомый проулок, попадаю в тупик. Чтобы выбраться из него, приходится даже пройтись по заросшему травой участку, где ни пешеходное, ни велосипедное движение не предусмотрено вообще. А затем — возвращаться на сотню метров назад, чтобы перейти дорогу на светофоре и продолжить движение. Вот так срезал… 

Не обошлось и без других препятствий. Возле ТЭЦ-1 на улице Фрунзе ведутся ремонтные работы, из-за которых часть тротуара преграждена. Висит знак «Проход закрыт. Движение пешеходов запрещено». Еще один сюрприз поджидал рядом — на путепроводе между улицами Интернациональной и Барыкина. С левой по ходу моего движения стороны «коридор» для пешеходов есть. Но проехать на велосипеде по нему нельзя. 

Примерно на полпути, глядя на часы, понимаю, что опередить автобус вряд ли смогу. Что ж, главное, как говорится, участие. По крайней мере, нужно завершить дистанцию. Когда до медгородка остается менее двух километров, звонит Юрий. Он уже в медгородке. Автобус пока не пришел, что дарит мне надежду. Собрав оставшиеся силы, стараюсь поднажать. Подбадривает и начавшийся дождь с градом. 

И все же обогнать автобус не удается. На конечную я приезжаю на десять минут позже. Зато Юра оказался здесь на четверть часа раньше «соперника»:

— Не то чтобы ехал совсем на пределе возможностей, но и не расслаблялся, конечно. Хотелось все-таки быть первым.


Даешь стране инфраструктуру

Конечно, на абсолютную точность и научную методичность наш эксперимент не претендует. Слишком много индивидуальных и несопоставимых между собой факторов. Многое, как показал заезд, зависит от выносливости и физической формы велосипедиста. Очевидно, не последнюю роль играют конкретный маршрут, качество покрытия тротуаров и количество пешеходов. Именно из-за них скорость приходилось порой снижать до минимальной. Разумеется, претензий к людям нет. Отсутствие велодорожек — проблема общая. 

В целом уровень развития велосипедной инфраструктуры в городской среде, безусловно, самый глобальный фактор. И работы в этом направлении немало. Речь прежде всего про обособленные велосипедные дорожки. Не те, где пешеходный тротуар просто разделен белой полосой на две половины и на одной из них нарисован велосипед. Пока же приходится довольствоваться ими, хотя и таких в Гомеле недостаточно. 

Никто не отрицает объективную сторону проблемы. С советских времен обустраивать велодорожки было как-то не принято. Делать это сейчас в уже сформировавшихся районах тем более сложно. Если вообще возможно. А вот заложить их в проекты новых микрорайонов крайне необходимо. От этого выиграют все. 

Что же касается нашего эксперимента, повторить его может любой желающий. Главное — помните о безопасности. В остальном — зеленый свет и попутного ветра. Автобус, может, и не обгоните, но заряд энергии и позитива получите точно. Проверено. 

prolesk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter