У Беларуси есть все шансы не потеряться при регионализации мировой экономики

Обновленная карта

Легкой жизни в ближайшие годы не предвидится ни в одной стране. Глубокие разломы пронеслись по всей планете. И хотя вектор на регионализацию начался еще в конце прошлого десятилетия, но ковид, а затем и политические события сделали процесс стремительным и необратимым. Инновационность, наукоемкость являлись драйверами развития в любой экономической системе. Даже сырьевые ресурсы надо уметь эффективно и безопасно извлекать из земли. Но сегодня очевидно — уровень экономических (впрочем, как и других) связей в мире будет неуклонно снижаться. И планета никогда (по крайней мере в обозримой перспективе) снова не станет «маленькой», как это было в конце прошлого века, когда глобализация и международное сотрудничество стремительно набирали обороты. И в новой конфигурации мироустройства, которая постепенно вырисовывается, у Беларуси есть все шансы оказаться впереди. Вокруг этого вращалась значительная часть дискуссий во время XV Международной научно-практической конференции «Экономический рост Республики Беларусь: глобализация, инновационность, устойчивость», которая прошла в Белорусском государственном экономическом университете. 

коллаж ивана гайдука

Промышленная ставка 

А Беларуси повезло. В силу ряда причин мы с головой не окунулись в глобализацию, не раскрутили маховик постиндустриальных реформ, не построили у себя сервисную экономику… Либерально-прозападные эксперты часто за это страну критиковали. Но именно инерция в 1990-х и начале 2000-х позволила нам сохранить промышленный сектор. Причем в достаточно широком спектре отраслей: начиная от переработки сельскохозяйственной продукции и легкой промышленности до машиностроения, космической индустрии (спутники мы свои делаем) и компетенций в авиастроении. 

Да, наш индустриальный сектор можно критиковать за не самое современное оборудование (модернизировались далеко не все предприятия), где-то есть вопросы по качеству и функционалу продукции. Но сегодня самое главное — у нас есть индустриальный сектор, убежден начальник управления экономики инновационной деятельности Министерства экономики Дмитрий Крупский. Когда разорвались экономические связи, а между Западом и Востоком выросла чуть ли не стена, многие европейские страны ощутили проблему с нехваткой производственных мощностей. Их попросту нет. Германия чуть ли не десять лет назад заявила о реиндустриализации своей экономики. Но пока глубоко по этой теме не продвинулась. 

В промышленности важны не только станки, оборудование и другое «железо», не только технологии. Они мертвы без кадров. Как технических, так и рабочих. А по мнению Дмитрия Крупского, многие западные государства потеряли менталитет индустриальных стран. Промышленное предприятие — сложный ритмичный организм. И человек должен работать восемь часов с соответствующей динамикой. «Об этом я подумаю завтра», как у Скарлетт О'Хара, в этом сегменте экономики не проходит. Сбой в одном месте приводит к диспропорциям в другом. А то и к остановке цеха или даже конвейера. 

Беларусь еще не утратила психологию промышленного государства. Поэтому на фоне развития дефицита многих товаров наша промышленность может стать локомотивом развития экономики. Да, в мире в промежуток между финансовым и пандемийным кризисом профицит производственных мощностей превышал приблизительно в два раза глобальный спрос по широкой номенклатуре продукции. Но оказалось-то, что мощности и промышленное производство — несколько разные понятия. Линии могут стоять, но смогут ли они что-то производить? С этим и столкнулись. Белорусские предприятия, слава богу, устроены несколько по-другому. И многие из них не вошли в цепочки глобальной добавленной стоимости. Поэтому обладают маневром, который является серьезным конкурентным преимуществом в новой реальности. 

Инновации во всем

Вообще-то, самые передовые ноу-хау всегда хранились в секрете от посторонних стран. Иной раз разработки последнего уровня науки и техники передавались большим друзьям. Но всегда этот продукт находился под многочисленными ограничениями. Тем не менее в глобальном мире трансферт технологий в определенной степени был развит. Сегодня эта история осталась в прошлом. Если технологический обмен между макрорегионами Запад — Россия, Китай — Запад и Ближний Восток — ЕС и так далее, то он будет в значительной степени затруднен. 

Дмитрий Крупский убежден: в ближайшей перспективе будет две возможности технологически развиваться: собственные разработки и копирование чужих идей. Рынок технологий, как говорится, схлопнулся. И, возможно, в открытой конфигурации никогда уже и не будет существовать. 

В области инноваций у Беларуси дело обстоит не очень плохо. По словам председателя Государственного комитета по науке и технологиям Сергея Шлычкова, в глобальном индексе инноваций в 2020 году страна занимала 64-е место, что вполне достойно. В рейтинге учитывается около 80 индикаторов. И высокие позиции нам дает интеллектуальная составляющая. Скажем, по уровню человеческого капитала и исследований мы занимаем 38-е место, подготовки специалистов в области науки и технологий — 11-ю позицию. 

Словом, подготовленные кадры для создания прорывных технологий, инноваций, открытий у нас есть. Другой вопрос, что эти компетенции не всегда транслируются в реальный сектор. Да, как отметила председатель Национального статистического комитета Инна Медведева, до 40 процентов белорусского экспорта — высокотехнологичные товары. До 20 процентов выручки стране обеспечивает инновационная продукция. Другой вопрос, что наукоемкость ВВП пока низковата — около 0,5 процента. Не хватает специалистов, которые могли бы управлять инновационными проектами. 

В результате, как отметил Дмитрий Крупский, инновационных продуктов вроде бы и много. Но многие из них являются повторением импортных товаров. Это направление правильное и нужное. Но необходимо создавать инновации мирового уровня. Тем более, констатировал специалист, у нас есть промышленный сектор, который является ключевым потребителем инноваций. 

Однако, как справедливо отметил проректор по научной работе БГЭУ Алексей Быков, одной экономикой всех проблем не решить. Его поддерживает и профессор Владимир Фатеев, который убежден: для гармоничного развития общества необходимы не только технологические, экономические, финансовые инновации, но и в социальной сфере, образовании, общественных институтах и многих других сферах деятельности. И однозначно место страны в новом мире будет определять в том числе и наука, которая (к счастью, она у нас есть) именно и должна анализировать тренды и стараться давать обоснованные ответы на все вызовы. 

volchkov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter