Как в Министерстве ЖКХ планируют снижать затраты, модернизировать службу 115, внедрять новые технологии благоустройства и автоматизировать жилфонд

Обновление коммунальной матрицы

Чистые подъезды, теплые квартиры и горячую воду из крана мы воспринимаем как данность. И всякий раз повышаем требования к качеству жилищно-коммунальных услуг. Коммунальные службы думают, как это качество улучшить. Информатизация, новые технологии и услуги, а также наука — в ход идут самые разные методы. О задачах, которые стоят сегодня перед отраслью, развитии системы и планах на будущее мы поговорили с министром ЖКХ Андреем Хмелем.

В этом году планируется ввести после капремонта более 3,7 млн кв. м жилых домов.

Своевременное качество

— Андрей Валерьевич, какие задачи сегодня стоят перед министерством? Назовите, на ваш взгляд, три самые актуальные. 

— Основная наша задача — своевременно оказать качественные жилищно-коммунальные услуги потребителю. Сегодня значительная часть обращений граждан, особенно в крупных городах, касается вопросов жилищно-коммунального хозяйства. И это неудивительно: услугами ЖКХ пользуется каждый из нас. У людей возникают претензии, например, к состоянию подъездов или кровли, к благоустройству дворов или капремонту дома. Все эти вопросы должны решаться на уровне исполнителей — ЖЭУ и других организаций ЖКХ. Главное для нас — работа с населением, удовлетворение его потребностей.

Вторая актуальная задача, на мой взгляд, — это четкое и грамотное взаимодействие министерства с органами исполнительной власти на местах. Не всегда ведомственные задачи оперативно и в полном объеме решаются, однако я считаю, что консолидация наших усилий приведет к нужному результату. 

Не менее важны для нас работники организаций ЖКХ. Мы всегда говорим о том, что потребители жилищно-коммунальных услуг должны быть довольны их качеством. Это правильно. Но у нас есть свой огромный коллектив. В системе ЖКХ сегодня более 135 000 работников. И каждый должен получать достойную зарплату, решить свой жилищный вопрос, иметь комфортные условия труда и возможность профессионального роста. Все это мы обязаны обеспечить для своих сотрудников. Это наиболее актуальные из первостепенных задач.

— А какие еще направления работы ведомства?

— Все приоритетные направления прописаны в Директиве № 7 «О совершенствовании и развитии жилищно-коммунального хозяйства страны». Для их реализации необходимо в этом году построить 275 станций обезжелезивания воды, а это не менее 40 станций в каждой области. В результате питьевой водой будет обеспечено еще около 100 000 человек, проживающих преимущественно в агрогородках. В планах на этот год — ввести после капремонта более 3,7 миллиона квадратных метров жилых домов, а также увеличить уровень использования твердых коммунальных отходов до 25 процентов — это 806,4 тысячи тонн. В нынешнем году будет заменено не менее 3970 лифтов, и этим мы поставим точку в трехлетней программе по их ускоренной замене. Далее лифты будут меняться в плановом порядке.

Актуальным остается вопрос по сдерживанию роста затрат. Намечены комплексы мер и мероприятий, выполнение которых в 2020 году при оказании жилищно-коммунальных услуг населению позволит сэкономить организациям системы не менее 80,5 миллиона рублей.

На единой платформе

— Информационные технологии довольно уверенно внедряются в отрасль. Как они влияют на ее развитие? Какие системы автоматизации и диспетчеризации хорошо себя зарекомендовали? 

— Одна из главных задач в развитии ЖКХ — рост уровня технической оснащенности инженерных объектов и использование современных информационных технологий для контроля их работы. Прежде всего это котельные и центральные тепловые пункты, насосные повысительные станции, а также жилые здания.

Если говорить о жилфонде, то тепловые пункты многоквартирных жилых домов с центральной системой отопления почти на 100 процентов оснащены групповыми приборами учета расхода тепловой энергии и системами автоматического расхода тепловой энергии. Основная работа, которая ведется сегодня, — это автоматизация и диспетчеризация этих систем. Подобные системы уже установлены в 78 процентах многоквартирных жилых домов с центральным отоплением. 

— Некоторое время назад шла речь о создании единой платформы для дистанционного снятия показаний приборов учета. Предполагалось, что она аккумулирует для начисления платы и анализа потребления показания приборов учета коммунальных услуг. На какой стадии разработка этой базы? 

— Создание унифицированной системы управления, контроля и учета информации инженерных систем зданий продолжается. В этом году планируется реализовать пилотный проект по оснащению нескольких жилых домов приборами учета расхода энергоресурсов, в том числе поквартирными приборами, с дистанционным съемом показаний в целях тестирования платформы по обработке данных. По итогам эксперимента будем определять дальнейшие направления работы.

— В Минске разрабатывается государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства. Для чего она нужна и что это за продукт? 

— Программный продукт объединит абсолютно все имеющиеся базы данных организаций ЖКХ города. Например, в нем будет информация по капремонту жилья, учету начислений расчетно-справочных центров, инвентаризации жилфонда и многие другие данные. Новая система предоставит возможность каждому потребителю наблюдать за затратами по содержанию конкретного жилого объекта, видеть свою долю в затратах. Все это обеспечит прозрачность отношений между участниками сферы ЖКХ: потребителями жилищно-коммунальных услуг, уполномоченными лицами по управлению общим имуществом совместных домовладений, подрядными и энергоснабжающими организациями. 

Потребитель должен получать качественную услугу.

Машина не заменит человека

— Андрей Валерьевич, вы говорили о необходимости внедрения новых технологий и малой механизации по благоустройству и уборке населенных пунктов. А также о том, что техника будет закупаться по льготным ставкам. Как это повлияет на дальнейшее развитие отрасли ЖКХ? 

— Внедрение новых технологий — это снижение затрат. От величины затрат в системе ЖКХ зависят в конечном итоге тарифы на те или иные услуги. Бюджетные средства на благоустройство населенных пунктов мы должны использовать рационально. Приведу простой пример. Условную городскую площадь пять-шесть человек убирают вручную, и на этой же площади порядок наводит мобильный комплекс по уборке, который и подметет, и пропылесосит, и даже вымоет поверхность. Эффективность и скорость работы, как говорится, налицо. Более того, затраты по текущему содержанию объекта снижаются. 

Или уборка снега. В Минске его преимущественно убирает малогабаритная техника, в некоторых городах такой техники нет. А тяжелейшую работу не совсем эффективно по времени выполняют люди с лопатами. Средства малой механизации — это уход от ручного труда и уменьшение затрат. Сегодня комплексных средств механизации в стране немного. Поэтому для организаций ЖКХ решено приобрести малогабаритные коммунальные машины — 129 единиц малогабаритной коммунальной техники (67 — в 2021 году и 62 — в 2022-м). План закупок согласован с Министерством промышленности. Сейчас подготовлен проект указа, который позволит закупать такую технику на льготных условиях финансовой аренды (лизинга). В настоящее время проект указа проходит процедуру согласования. 

— Не получится ли так, что малогабаритной техникой мы заменим людей и те останутся без работы?

— Мы не говорим о сокращении штата, мы говорим о механизации, ускорении и эффективности процессов. Система ЖКХ не пострадает от того, что труд некоторых рабочих по комплексной уборке мы заменим средствами малой механизации. Во-первых, не везде эта техника нужна. Во-вторых, сегодня в отрасли появляются новые услуги, которые эти люди могут оказывать. Имею в виду дополнительные платные жилищно-коммунальные услуги. 

Потребитель всегда прав

— Закон «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» вступил в силу недавно. Министерство жилищно-коммунального хозяйства планирует ужесточать требования к качеству их оказания. Но постановлением Совмина уже были сделаны более строгими требования к подобным услугам, а также изменен в сторону увеличения процент возврата денежных средств потребителям за некачественно оказанные услуги. На какие еще результаты может рассчитывать потребитель? 

— Услуги должны быть качественными. И потребитель, если услуга некачественная, должен иметь четкий механизм действий для того, чтобы либо не оплатить ее, либо вернуть за нее деньги. 

Законом предусматривается, что местные исполнительные и распорядительные органы на соответствующей территории, уполномоченные по управлению общим имуществом, а также организации собственников (товарищества собственников, организации застройщиков) обязаны подтверждать объемы и качество жилищно-коммунальных услуг, оказываемых потребителям ежемесячно. 

Также внесены изменения в порядок перерасчета платы за жилищно-коммунальные услуги, в котором наравне с такими основаниями, как претензионный акт и судебное постановление, появляется акт о неподтверждении объемов и качества жилищно-коммунальных услуг, составляемый местным исполкомом, уполномоченным лицом, организацией собственников. 

В случае неподтверждения объемов и качества оказанных потребителям жилищно-коммунальных услуг на основании такого акта плата будет перерассчитана автоматически без заявлений потребителя.

— Андрей Валерьевич, государство помогает обычному человеку поддерживать достойный уровень жизни. Я сейчас не только о дифференцированных тарифах на субсидируемые услуги или льготы при оплате жилищно-коммунальных услуг. Давайте напомним, сколько человек в стране получило безналичные жилищные субсидии в прошлом году и сколько — в этом? 

— Безналичные жилищные субсидии для частичной оплаты ЖКУ в 2019 году получило более 22 000 семей на сумму 1,5 миллиона рублей. В январе — июле этого года — почти 19 000 семей на общую сумму 1,08 миллиона рублей. Подавляющее большинство — по выявительному принципу на основании данных информационных ресурсов без необходимости сбора каких-либо документов.

Напомню, помощь предоставляется тем, у кого ежемесячный платеж за жилищно-коммунальные услуги при их нормативном потреблении превышает 20 процентов среднемесячного совокупного дохода семьи в городской местности и 15 процентов — в сельской. 

С 1 августа 2018 года система предоставления субсидий по выявительному принципу расширена. В нее включены отдельные социально уязвимые категории граждан. Также с 2019 года безналичные жилищные субсидии предоставляются гражданину (семье), в том числе и для возмещения расходов затрат на реализацию энергоэффективных мероприятий.

— Одна из задач ЖКХ — снижение затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг. Какие технологии и методы применяются для этого? Насколько их удалось уменьшить в 2019 и 2020 годах?

— Управление затратами при оказании жилищно-коммунальных услуг — основной принцип работы как министерства, так и организаций ЖКХ. Затраты на оказание населению жилищно-коммунальных услуг в 2019 году снижены на 6,1 процента в сопоставимых условиях к уровню 2018 года. Сэкономлено 76,9 миллиона рублей. За первое полугодие 2020 года затраты также снижены на 6,1 процента, сэкономлено 41,8 миллиона рублей.

На республиканском уровне основные мероприятия в данном направлении прописаны в Госпрограмме «Комфортное жилье и благоприятная среда» на 2016–2020 годы. Кроме того, планы мероприятий по снижению затрат на предоставление жилищно-коммунальных услуг разработаны каждой организацией, входящей в систему Минжилкомхоза.

Основные мероприятия — снижение валового потребления топливно-энергетических ресурсов, снижение потерь тепловой энергии и воды при транспортировке, снижение накладных расходов, оптимизация численности на основе автоматизации процессов и внедрения передовых технологий при обслуживании населения.

Кроме того, свою эффективность в стимулировании снижения затрат при оказании основных ЖКУ показал внедренный в 2015–2016 годах механизм планирования и финансирования деятельности организаций ЖКХ по планово-расчетным ценам. Он позволяет направлять сэкономленные средства как на развитие материально-технической базы и мероприятия по дальнейшему снижению затрат, так и на материальное стимулирование работников (в соотношении 70 на 30).

Оставить заявку можно не только по телефону. 

Отопление и капремонт

— Скоро начнется отопительный сезон. Паспорта готовности жилфонда по всей стране будут подписаны. Времени на проверку этих жизненно важных объектов совсем немного.  

— Подготовка жилищного фонда к эксплуатации в осенне-зимний период завершается. Так, работы по профилактическому ремонту и опрессовке систем отопления 41 468 жилых домов и 35 759 тепловых узлов выполнены на девяносто семь процентов, стыки стеновых панелей и кровель — на 88 процентов. Всего подготовлено к эксплуатации в предстоящий отопительный сезон более 52 000 домов (это 79 процентов). Что касается подготовки объектов коммунальной теплоэнергетики к работе, то паспорта готовности уже получил 2431 теплоисточник из 3507. 

Отмечу, что в целях повышения эффективности и надежности теплоснабжения потребителей организациями ЖКХ ежегодно ведутся работы по модернизации неэффективных котельных. Так, за I полугодие 2020 года модернизировано 78 котельных. Также идет строительство энергоисточников на местных топливно-энергетических ресурсах, ввод которых позволяет не только уйти от использования импортируемых энергоресурсов, но и снизить себестоимость вырабатываемой тепловой энергии. Так, с 2016 года в системе ЖКХ введено 92 энергоисточника на местных ТЭР суммарной мощностью 315 МВт. Останавливаться на достигнутом мы не собираемся. В рамках реализации инвестиционного проекта «Расширение устойчивого энергопользования» планируется строительство 35 энергоисточников на местных ТЭР мощностью 246 МВт. Средства на строительство — Международного банка реконструкции и развития и Европейского инвестиционного банка.

— Болезненный для многих вопрос — капитальный ремонт жилфонда. С ним связано около 20 процентов всех обращений граждан. На что чаще жалуются люди и как сократить количество таких обращений? 

— Разумеется, обращения мы анализируем. Чаще всего люди недовольны сроками капремонта, составом работ, а также качеством строительно-монтажных работ. Чтобы исключить подобные претензии, теперь заказчик (организация ЖКХ) обязан проводить собрание с собственниками жилых и нежилых помещений до начала оформления задания на проектирование. Это прописано в Положении о порядке планирования, проведения и финансирования капитального ремонта жилищного фонда. К сожалению, эта работа не организована на должном уровне. Поэтому недовольные люди обращаются не только в наше ведомство, но и вышестоящие органы государственного управления. Проблемные вопросы решит усиленный контроль со стороны местных органов власти, в первую очередь за соблюдением сроков его проведения, качества. Также нужно налаживать диалог с гражданами.

— Сколько домов в стране нуждается в капремонте?

— В связи со строительным бумом в 1980–1990 годах, а также недостаточными объемами капитального ремонта в республике образовалась зона недоремонта жилищного фонда в размере 13 500 млн кв. м. Чтобы ликвидировать этот разрыв и обеспечить межремонтный срок в 35 лет, необходимо ежегодно с 2020 года капитально ремонтировать три процента от эксплуатируемого жилищного фонда. Это более 3700 тыс. кв. м в год. 

Сейчас в стране создана системная работа по проведению капитального ремонта жилищного фонда, которая позволила нарастить темпы его проведения в 1,7 раза по сравнению с 2010 годом.

— В последние несколько лет мы привыкли решать жилищно-коммунальные вопросы по звонку на единый номер 115. Служба эта зарекомендовала себя неплохо. И все же на ее работу есть серьезные нарекания. Как вы видите развитие службы 115?

— Вы правы, люди все больше доверяют службе 115. Главная задача сегодня — обес­печить выполнение в безусловном порядке всех поступивших заявок граждан. Поэтому будет ужесточаться контроль за качеством и сроками исполнения заявок. Его планируется обеспечить через реализацию местными органами власти своих полномочий, преду­смотренных Жилищным кодексом, через эффективный контроль за эксплуатацией жилищного фонда и оказанием жилищно-коммунальных услуг населению.

Главная задача службы 115 сегодня – обеспечить выполнение в безусловном порядке всех поступивших заявок граждан. 
 
Кроме того, будет создан полноценный механизм обратной связи. Предполагается, что заявка, которую оставил человек, будет закрыта только после подтверждения самим потребителем. Причем сделать он это сможет различными способами: по телефону, через мобильное приложение или поставив подпись в акте у исполнителя. Эти меры позволят снять поступающие нарекания населения в части работы служб 115 и фактически наладить контроль качества потребителя за работой организаций ЖКХ.

Задачи для науки в ЖКХ

— Два года назад создан Институт ЖКХ при НАН Беларуси. Можем ли мы сегодня говорить о применении в системе ЖКХ разработок ученых? В какой сфере ЖКХ они будут задействованы? 

— Сегодня важная задача — продолжить развивать взаимодействие с институтом и Министерством ЖКХ. В октябре мы проведем совместную конференцию. На ней выработаем первостепенные задачи для науки в области ЖКХ. 

Институтом уже выполнен ряд работ, в том числе получены данные для имитационного компьютерного моделирования и конструкторского проектирования узлов электродвигателей безредукторных лифтовых лебедок, что позволит повысить надежность и снизить энергоемкость лифтового оборудования. Проведены исследования морфологического состава полимерных отходов в составе твердых коммунальных отходов. По результатам НИР, обоснованы методы обращения с полимерными отходами, разработаны предложения по оптимизации производств по их переработке. Результаты НИР использованы ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов» при подготовке плана мероприятий на 2019–2020 годы по реализации Национальной стратегии по обращению с ТКО и ВМР в Беларуси на период до 2035 года. Также разработаны концепция и основные направления совершенствования системы управления объектами водоснабжения и водоотведения в стране.

Ученые участвуют в проектах реконструкции Минской очистной станции, а также по внедрению технологии информационного моделирования (BIM-технологии), в создании унифицированной системы управления, учета и контроля информации в инженерных системах интеллектуальных зданий (УСКИЗ). Тематика научных исследований на период до 2025 года основана на сокращении уровня удельных затрат в отрасли, модернизации жилищного фонда с применением умных технологий, повышении эффективности управления ресурсами с учетом современных мировых трендов и возможностей цифровой экономики.

misnik@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter