Парламентарии рассмотрели проект закона комплексного регулирования отношений в сфере лизинговой деятельности

Обновить лизинговый портфель

Лизинговая деятельность — одновременно молодой и востребованный сегмент белорусского финансового рынка. В нашей стране создано правовое поле, позволяющее лизинговой отрасли гармонично развиваться. Субъектам хозяйствования данный инструмент помогает обновлять основные производственные фонды, а гражданам — удовлетворять потребности в финансировании приобретения транспортных средств, жилья и многого другого. Таким образом, в настоящий момент лизинг воспринимается уже не как нечто неизвестное, а как достойная альтернатива банковскому кредиту. Вместе с тем для этого фининструмента разрабатываются новые правила, которые существенно повысят его эффективность и удобство использования. 

Поступательное улучшение

Накануне на базе Ассоциации лизингодателей Беларуси состоялось заседание круг­лого стола Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам с участием представителей Национального банка и Ассоциации лизингодателей. Его темой была выбрана практика применения и пути совершенствования законодательства о лизинговой деятельности. Мероприятие прошло в ходе подготовки проекта Закона «О лизинговой деятельности». В процессе заседания председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по бюджету и финансам Людмила Нижевич напомнила, что в стране уже долгое время ведется работа по формированию условий для удобного использования лизинга. Так, Указ Президента № 99 «О вопросах регулирования лизинговой деятельности» позволил решить многие вопросы, направленные на повышение эффективности этого финансового инструмента.

— Указ в 2014 году позволил развиваться новым направлениям, таким как лизинг жилья и лизинг для физлиц,
— говорит Людмила Нижевич. — Он снизил риски, связанные с данным видом деятельности, для всех участников повысилась прозрачность деятельности лизинговых организаций. Также был разрешен лизинг для юридических лиц не для предпринимательских целей. А с 9 октября 2017 года со вступлением в силу Указа № 109 правоотношения в сфере лизинга жилья комплексно урегулированы, он стал реальностью.

Дальнейшее закрепление вопросов лизинговой деятельности обеспечивалось путем корректировки действующего законодательства. В результате совместной работы законодателей, регулятора в лице Национального банка, лизингового сообщества был найден разумный баланс, который уже сегодня дает положительные результаты.

Председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по бюджету и финансам продолжает:

— Таким образом, за период с 2014 по 2021 год совокупный лизинговый портфель увеличился в четыре раза. Сумма новых договоров (совокупная цена договоров, заключенных лизинговыми организациями за отчетный год) увеличилась в 3,8 раза. Доля лизинга в ВВП возросла с 1,21 процента 1 января 2016-го до 2,8 процента 1 января 2022-го. Доля потребительского лизинга за аналогичный период выросла с 1,8 до 13,6 процента в общем объеме лизингового портфеля.

Людмила Нижевич особо отметила, что с учетом повышения роли лизинга как небанковского инструмента финансирования потребностей экономики страны принято стратегическое решение и в настоящее время проводится работа по подготовке проекта Закона «О лизинговой деятельности»:

— Это будет новый закон комплексного регулирования отношений в сфере лизинговой деятельности с учетом правоприменительной практики норм Указа Президента № 99 «О вопросах регулирования лизинговой деятельности».

Повысить эффективность

Рассматривая проект Закона «О лизинговой деятельности», участники мероприятия среди основных целей его подготовки отмечали важность сохранения устойчивости финансового рынка путем обеспечения стабильного состояния рынка лизинга, повышения прозрачности деятельности лизинговых организаций. Также не менее важными являются содействие развитию экономики, продвижение продукции оте­чественного производства на внешних рынках, улучшение условий доступа белорусских предприятий к долгосрочному финансированию за счет расширения использования лизинга.

Проект закона регламентирует общие вопросы осуществления лизинговой деятельности, в том числе с жилыми помещениями, а также требования к форме и содержанию договора лизинга, к размещению организацией информации об осуществляемой ею лизинговой деятельности. Учтены полномочия Национального банка в сфере регулирования лизинговой деятельности и контроля за соблюдением законодательства в этой области, а также в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения. Также в проекте прописаны основные права и обязанности лизингодателей и лизингополучателей. 

Людмила Нижевич подчеркнула, что нормы, заложенные в проекте закона, призваны координировать разработки и реализации государственной политики по развитию лизинга:

— А также повышать экономическую эффективность использования лизинга как финансового инструмента и снижать риски, связанные с лизинговой деятельностью, для всех ее участников. Это, в свою очередь, будет способствовать формированию сбалансированного и конкурентного финансового рынка нашей страны.

По ее словам, дальнейшая работа над проектом закона продолжится.

— До конца текущего года законопроект должен быть внесен на рассмотрение в Палату представителей. Ожидается, что это будет на осенней сессии. Со всеми сторонами, работающими над проектом закона, уже достигнуто взаимопонимание.

КОМПЕТЕНТНО

Директор Ассоциации лизингодателей Беларуси Сергей Шиманович: 

— Обсуждение законопроекта было конструктивным. В том числе во время мероприятия обсудили все детали, связанные с проблематикой лизинговой деятельности в стране на данный момент. 

Позиции Национального банка и Ассоциации лизингодателей достаточно консолидированы. К моменту обсуждения с депутатами Палаты представителей мы нашли компромиссы по спорным моментам. В той редакции, в которой законопроект планируется вынести на рассмотрение в Парламент, он согласован между заинтересованными сторонами. Ожидаем, что до конца года он может быть принят.

Стоит заметить, что чрезмерного количества новаций законопроект не содержит. 

Он объединил в себе положения существующих нормативных документов. Добавились моменты, улучшающие положение лизинговых организаций. В частности, планируется разрешение для передачи в повторный оперативный лизинг предметов, которые были изъяты. Сейчас этого делать нельзя. Есть ряд пунктов, улучшающих (исходя из существующих практик) процедуру осуществления лизинговой деятельности. Вводятся новации при лизинге жилья, процедурные моменты, связанные с изъятием предметов, односторонним отказом от исполнения. Основной новацией закона является предоставление Национальному банку полномочий и прав по усилению регуляторного воздействия на лизинговую отрасль. 

ПОДВЕЛИ ИТОГИ ЗА ПЕРВЫЙ КВАРТАЛ

В Ассоциации лизингодателей Беларуси на основании данных Национального банка подвели итоги деятельности лизинговых организаций страны за первый квартал текущего года. За этот период в реестр лизинговых организаций Национального банка было включено 106 субъектов хозяйствования. Совокупный объем лизингового портфеля таких организаций по договорам финлизинга Беларуси составил свыше 7,903 млрд рублей, увеличившись более чем на 515,5 млн рублей (или на 6,98 процента) с начала 2022-го. Всего действовало 109 711 договоров.

При этом объем просроченных лизинговых платежей в сегменте договоров финансового лизинга по всем срокам просрочки — более 204 млн рублей, когда по состоянию на 31.03.2021 года этот показатель составлял более 228 млн рублей. Это свидетельствует о сохраняющемся хорошем состоянии качества лизингового портфеля лизинговых организаций страны.

kryzhevich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter