Обнимая небо. Кузнице асов нужна лицензия

— Иван Иванович, что вы чувствуете, пролетая во главе свой четверки «Яков» над праздничной столичной колонной демонстрантов и зрителями во время парадов? С такого вопроса начался наш разговор с начальником Могилевского аэроклуба Иваном Касимом. Он, немного подумав, ответил: «Гордость. За моих ребят, за всех летчиков – участников парада, за всю белорусскую авиацию. – А возвращаясь домой, на базу, нет пушкинского — от дворца к разбитому корыту?

— Иван Иванович, что вы чувствуете, пролетая во главе свой четверки «Яков» над праздничной столичной колонной демонстрантов и зрителями во время парадов? С такого вопроса начался наш разговор с начальником Могилевского аэроклуба Иваном Касимом. Он, немного подумав, ответил: «Гордость. За моих ребят, за всех летчиков – участников парада, за всю белорусскую авиацию. – А возвращаясь домой, на базу, нет пушкинского — от дворца к разбитому корыту?
Острый пронзительный взгляд в ответ и улыбка, делающая его похожим на героя голливудских фильмов: «Было разбитое, сейчас почти восстановленное».
История Могилевского аэроклуба началась 70 лет назад, в 1935 году, когда стране срочно понадобились сталинские соколы. Призыв «Комсомольцы на самолеты» был услышан и в Могилеве. От желающих не было отбоя. Выбирали лучших. Клуб готовил молодежь: планеристов, парашютистов, летчиков – для службы в армии и поступления в военные училища. Четверо его воспитанников в годы войны стали Героями Советского Союза. Имя одного из них, Андрея Кулагина, было присвоено восстановленному после войны аэроклубу. Он с гордостью носит его и по сей день.
Новый этап развития клуба – начало 60-х годов. А возглавил его Евгений Луговцов, боевой летчик, участник двух войн: Великой Отечественной и Корейской 1953 года, за которую получил еще два боевых ордена. С его приходом в клубе воцарились воинская дисциплина и порядок. Качество подготовки спортсменов-летчиков достигло самых серьезных высот. Ребята из Могилева попали в сборную Союза. А их литовские друзья-конкуренты в частном порядке приезжали в Могилевский аэроклуб и здесь совершенствовали свое мастерство. Параллельно успешно развивался и парашютный спорт. Подлинным триумфом могилевчан стал чемпионат мира во Франции в 1984 году, когда две воспитанницы клуба Елена Ермальчук и Галина Ракович стали его золотыми призерами по двум видам упражнений.  Об их успехе писала тогда вся зарубежная пресса. Не отставали от парашютистов и летчики. В конце восьмидесятых чемпионкой Советского Союза по высшему пилотажу стала Зинаида Ильюшенко, и сейчас работающая инструктором в клубе. В 1990 году она становится призером чемпионата стран Содружества, равному по статусу чемпионату Европы. А дальше – тишина. Имена могилевских спортсменов – покорителей воздушного пространства, больше не появляются на страницах мировой прессы.
— Я стал начальником аэроклуба в
91-м году практически сразу после развала Союза. Как летчик-спортсмен, как гражданин, я тяжело переживал это событие. Казалось, рухнуло все: налаженные связи, единая сборная, подготовка. Вся наша жизнь перевернулась. И самое страшное, мы перестали летать. У нас просто не было бензина, который производился в России. Изготовители, пользуясь своим монопольным положением, взвинтили цены. Мы пересели на вертолеты, которые летают на керосине. Возили десантников на тушение пожаров, выполняли еще какие-то заказы. Со спортом, казалось, покончено. В клубе осталась горстка энтузиастов. Ситуация была безысходной.
Так продолжалось до середины 90-х годов. Появилась новая точка отсчета. Белорусские ученые провели экспериментальные исследования и доказали возможность использования обычного высокооктанового бензина для полетов на самолетах. И все изменилось к лучшему. В Министерстве обороны было принято решение вести подготовку наших летчиков на начальных этапах дома, в Беларуси. Базой для нее был определен наш аэроклуб.
В блокбастере «В августе 44-го» есть несколько планов взлетного поля Могилевского аэроклуба с шеренгой стоящих самолетов и летчиков в униформе той поры. Но самих полетов зрители так и не увидели.
— Иван Иванович, так разучились летать за годы простоя, что даже в кино не смогли сняться?
— Обижаете. Еще как летали! Такие фигуры высшего пилотажа над полем выделывали, воздушный бой изображали. Они все сняли, а потом вырезали.
— А как развивается сотрудничество с Военной академией по подготовке летчиков?
— Здесь все в порядке. Готовим летчиков по полной программе, все связанные с этим расходы академия оплачивает, но прибыли мы практически не имеем, да и бессовестно было бы зарабатывать на своих. Мы ведь тоже как учреждение ДОСААФ входим в состав Министерства обороны.
 Он показывает мне несколько фотографий – курсанты академии в военной форме, он сам, инструкторы в летных комбинезонах все стоят рядом – одна команда.
— С академией все понятно, а как же подготовка своих спортсменов?
— Сложно. Во всем мире авиаспорт – один из самых престижных видов спорта. И самых дорогих. Он никогда не будет массовым. Но его достижения и результаты — это одна из самых ярких и впечатляющих визитных карточек страны. Нам бы очень хотелось вернуть утраченные за это время позиции.
Воспитанники Могилевского аэроклуба впервые после многолетнего перерыва приняли участие в этом году в чемпионате России. Собирали их на чемпионат всем миром. Помогли местные власти. Теперь могилевчан приглашают на чемпионат Украины. Поездка пока под вопросом. Очевидно, что без государственной помощи и поддержки вырастить новых чемпионов мира – задача малореальная. Но в отличие от некоторых деятелей от спорта Иван Касим и его коллеги не хотят быть нахлебниками у государства. Часть средств для подготовки будущих чемпионов они могли бы заработать сами. В планах аэроклуба – развитие воздушного туризма, подготовка пилотов-любителей из ближнего и дальнего зарубежья. Есть и другие задумки. Но для их реализации необходимо иметь соответствующую лицензию, которую выдает Госкомитет по авиации, структура сугубо гражданская. А клубные летчики, люди как бы военные, подчиненные другому министерству – обороны. Думается, это серьезное и ответственное ведомство вправе самостоятельно решать данную проблему. Тем более что при нем уже создано и работает Управление по регулированию деятельности государственной авиации и оно вполне бы могло совместно с ДОСААФ и аэроклубами разработать положение о коммерческой деятельности последних. И тогда пилоты Могилевского аэроклуба и их коллеги из других регионов смогли бы внести свой реальный вклад в развитие такого захватывающего, фантастически красивого вида спорта. А если добавить к этому должное внимание и поддержку государства, то можно с твердой уверенностью сказать, что в недалеком будущем имена могилевчан в сочетании с чемпионскими титулами вновь появятся на страницах мировой прессы.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter