4 февраля — Всемирный день борьбы против рака

Обмануть клетки-мутанты

«СГ» наведалась к врачам и ученым, которые помогают победить недуг

ЕЖЕГОДНО в мире раком заболевают около 14 миллионов человек. Прогнозы Всемирной организации здравоохранения неутешительны. В ближайшие десятилетия, предполагают ученые, количество больных увеличится в полтора раза. Для Беларуси проблема также актуальна. За последнее десятилетие заболеваемость выросла более чем на четверть — около полумиллиона человек стоит на диспансерном учете. В 2014 году выявлено 43210 новых случаев рака. И если тенденция будет сохраняться, то уже через пятнадцать лет количество новых случаев возрастет до 78 тысяч.

Ведущий инженер-микробиолог Института биоорганической химии Елена БОНДАРЕНКО делает контроль стерильности
Ведущий инженер-микробиолог Института биоорганической химии Елена БОНДАРЕНКО делает контроль стерильности

СЕГОДНЯ онкобольные получают современную медпомощь. Как результат — за последние десять лет смертность от рака в стране снизилась на 12 процентов. Республиканский научно-практический центр онкологии имени Александрова считается одним из лучших среди стран бывшего Союза. Уже в этом году планируется открыть молекулярно-генетическую лабораторию и позитронно-эмиссионный центр.

Инженер-химик Дарья ЯНКОВСКАЯ

По словам директора Республиканского научно-практического центра онкологии и медицинской радиологии имени Александрова Олега Суконко, количество новых выявленных случаев примерно одинаково у мужчин и женщин. В печальных «лидерах» — рак предстательной и молочной желез. Поздняя диагностика визуальных форм рака составляет 12,6 процента. В основном пациенты поступают на лечение с запущенными (3-й и 4-й) стадиями заболевания. Теоретически даже и этого быть не должно. Дело в том, что многие профосмотры выполняются фактически формально. Необходимо, по мнению Олега Суконко, пересмотреть нормативные акты для онкологических диспансеров, в которых, по сути, и не значится, что там обязаны заниматься ранней диагностикой. Похоже, Минздраву придется решать и еще одну серьезную проблему, которая тормозит процесс борьбы с онкозаболеваниями — нехватку специалистов. В некоторых районах онкологов нет, в Могилевской области почти 90 процентов — это врачи, которые работают по совместительству, в Гомельской — почти 60 процентов. 

ТЕМ временем в Институте биоорганической химии Национальной академии наук уже не один год создают и производят эффективные лекарства для лечения многих видов онкогематологических заболеваний. Некоторые препараты просто уникальны. 


Заместитель директора по научной работе и инновациям Института биоорганической химии Национальной академии наук доктор химических наук Елена Калиниченко может многое поведать о биомедицинских исследованиях: 

— Еще лет тридцать—сорок назад ни врачи, ни ученые не знали, как эффективнее бороться с раком, что делать. Сегодня есть прогресс. Многие онкозаболевания излечимы либо не дают ремиссии на протяжении 15—20 лет. Наука продвинулась вперед, появились препараты, которые точечно воздействуют на опасные мишени. 

Первые лекарства против рака вызывали тяжелые побочные эффекты — тахикардию, остановку сердца, выпадение волос, это было мучительно и тяжело. Сегодня, при применении новейших разработок Института биоорганической химии для лечения определенных форм рака больные постоянно спрашивали у врачей: вы нам колете плацебо? Почему возникали такие ощущения? Не было ярко выраженных неприятных побочных эффектов. Токсические проявления современных препаратов снижаются, а эффективность повышается. 

В мире линейка противоопухолевых препаратов не очень широкая. Но на счету белорусских ученых десятки разработок. Ученые занимаются изучением химических и биохимических свойств различных природных соединений. В частности, химией компонентов нуклеиновых кислот. Это структурные «кирпичики» важных составляющих клеток ДНК и РНК. Долгое время считалось, что модифицировать, видоизменять эти «кирпичики» — бесперспективное занятие. Но затем доказали — такие трансформации позволяют создавать новые противоопухолевые и противовирусные вещества, которые как бы похожи на природные нуклеозиды. Проще говоря, наука научилась «обманывать» мутирующие онкологические клетки.

Руководитель группы твердых лекарственных средств Александр СЕРГЕЙ и старший научный сотрудник Елена РУБИНОВА.
Руководитель группы твердых лекарственных средств Александр СЕРГЕЙ и старший научный сотрудник Елена РУБИНОВА.

На этом и основан принцип терапии. Исследователи дают синтезированное вещество, которое вирусные или раковые клетки воспринимают как природное и тут же себе «встраивают» в ДНК. В результате рост и деление опасных клеток прекращается. Они разрушаются, практически не повреждая функции организма. 

Ученые разрабатывают новые аналоги природных соединений, среди которых — противоопухолевые. Новые технологии позволяют упростить синтез этих соединений, а следовательно, и снизить цену поистине драгоценных лекарств. 

ФАКТИЧЕСКИ разработка может обойтись и в 500 тысяч долларов. Но и это выгодно. Государство закупает онкопрепараты на десятки миллионов долларов. Цель работы и программы, которую ведет Институт, — импортозамещающие субстанции. Уникальное производство включает в себя все, начиная от разработки субстанций учеными до выхода готового лекарства. К примеру, противоопухолевый препарат карбоплатин. Его применяют для лечения в гинекологии, при опухолях головы, шеи, молочной железы. Или пеметрексед, который применяется при лечении рака легкого. Его не выпускают из своей субстанции даже в России — слишком сложно и дорого. Стоимость одной ампулы примерно 2700 долларов. А разработка хорошей технологии позволит снизить цену более чем вдвое.

Препараты, которые выпускают в НПЦ «Химфармсинтез» Института биоорганической химии, предназначены для тяжелобольных. Необходимость в некоторых лекарствах — от 50 миллиграммов до пяти килограммов. Для нашей республики этого достаточно, так как препараты очень эффективны. Сейчас в разработке бортезомиб, предназначенный для лечения пациентов с множественной миеломой. На курс лечения необходимо 15 миллиграммов. 

Статистика лечения отечественными препаратами ведется постоянно. На производстве создали группу фармаконадзора, которая отслеживает побочные эффекты. Кроме того, Центр испытания экспертиз здравоохранения тоже ведет свой контроль. Один из первых препаратов, которым занимались в Институте биоорганической химии, — лейкладин. Его применяют при лечении редкой формы лейкоза — волосатоклеточной. Лейкладин полностью ее излечивает. 15 лет, показывают наблюдения, нет ремиссий, можно считать, что человек выздоровел. Хорошие показатели по препарату флюдарабин фосфат — который используют при определенных формах лейкоза и лейкемии. 

Сейчас в разработке ученых препарат, потребность в котором в республике в последнее время растет. Это децитабин. Предназначен для лечения лиц пожилого возраста от миелодиспластического синдрома (злокачественного заболевания крови). Это прелейкоз, при котором высока вероятность перерождения в острый лейкоз.  

В 2014 году институтом зарегистрировано более 10 препаратов, 8 — в разработке, 4 — в регистрации. 

korenevskaja@sb.by

Фото Сергея ЛОЗЮКА, «СГ»
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter