Обманщиками детей делают… взрослые

Говорят, проблемы растут вместе с детьми. У маленьких  и проблемы малые, а у больших…

Говорят, проблемы растут вместе с детьми. У маленьких  и проблемы малые, а у больших… Только мне кажется, что это ошибочное мнение. Ведь неудача, на которую взрослый, может, и не обратит внимания, для ребенка — крах его маленькой вселенной. Да и опыта в их преодолении у детей поменьше. Поэтому и переживают ребята проблемы острее, иногда сильно преувеличивая их важность.

Научусь  всему и — в  школу

Соседская Анюта мечтала о школе. С любопытством разглядывала школьный рюкзак и принадлежности, купленные почти за год до учебы заботливой мамой. Она проводила уроки для всех своих кукол и подруг. Но когда счастливые дни наступили, желание ходить в школу… улетучилось. Причем девочка долго не могла назвать причину перемены. Но через некоторое время родители разобрались в ней сами. Оказывается, дочь не чувствует себя в школе лучшей. Говорит, что пойдет туда, когда «научится все делать хорошо». Что тут скажешь?

Психологи отмечают, что с 1 сентября в жизни детей, начинающих обучаться в школе, происходят существенные изменения, которые оказывают сильное влияние на восприятие ребенком окружающей действительности, человеческих отношений с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости, счастья и горя, то есть тех отношений, которые погружают ребенка в реальную жизнь. Важными факторами успешной адаптации являются благоприятная семейная микросфера, полноценное общение с ребенком, заинтересованность в подготовке ребенка к школе. Не последнюю роль играет и психологическая готовность.

Критичная оценка ребенком своих возможностей связана с оценочными суждениями родителей и их повышенными требованиями. Нередко можно услышать, как взрослые повторяют детям: «Ты должен(а) быть отличником(цей), у нас в семье все отличники!», «Люблю тех детей, которые все безупречно делают», «Только невнимательные дети допускают ошибки» и т.д. Напряжение нарастает из-за требований учителя. Вот школьник и волнуется, а как следствие, растет тревожность, с которой он уже не в силах справиться самостоятельно.

Как тут быть? Специалисты рекомендуют придумывать для ребенка увлекательные индивидуальные задания, поручения, чтобы постепенно школа становилась для него желанной. В случае если у первоклассника сильное эмоциональное сопротивление, не лишним будет обратиться к школьному педагогу-психологу и, возможно, перевести ребенка на некоторое время на домашнее обучение.

Кстати, предъявление к детям завышенных требований часто делает их… обманщиками. Психологи, с одной стороны, успокаивают: появление обмана в поведении ребенка свидетельствует о его успешном взрослении, наличии наблюдательности и воображения. И даже утверждают, что, столкнувшись с первым детским обманом, не следует драматизировать ситуацию. Но вместе с тем рекомендуют держать ее под контролем.

С другой стороны, специалисты убеждены: к обману ребят зачастую принуждаем мы, взрослые, желая видеть их первыми учениками класса или заботливыми помощниками в воспитании младшего братишки и т.п. Чувствуя разочарование и недовольство, дети, чтобы соответствовать представлениям старших, начинают придумывать несуществующие успехи и достижения, хвастаться. Вообще, «хвастливые обманщики» — это те, чья потребность в похвале не удовлетворяется в полной мере.

В связи с этим психологи советуют предъявлять ребятам требования, адекватные  их возможностям, искренне восхищаться их удачами и не скупиться на похвалу.

Никаких  эльфов  нет!

…Когда в нашем классе появился новенький, учителя обреченно вздохнули. Новичок своей неуемной энергией утомлял всех – от учителя до учеников. Он бесконечно вертелся, дергал девочку, сидевшую перед ним, за косичку, плевался бумажками и в перерывах между этими занятиями строил рожицы отличнице Леночке. На переменках он успевал подраться с мальчишками, поругаться с девчонками. Его не любили, и друзей у него не было. Через много лет на встрече одноклассников он признался, что сильно переживал по этому поводу. Но не знал, что нужно в себе поменять.

Ребенку с повышенной активностью трудно усидеть на месте, поясняют психологи. Он суетлив, много двигается, вертится, иногда чрезмерно говорлив, может аздражать всех манерой своего поведения. Такому ребенку трудно концентрировать внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов. Очень часто гиперактивные дети испытывают трудности в учебе, у них мало друзей. Дело в том, что у таких ребят слабо развиты навыки социального общения. Их унижают ярлыки, которые на них навешивают, и то, что другие дети дразнят и дают прозвища. Поэтому гиперактивные дети часто агрессивны, вызывают множество конфликтов и споров, плохо контролируют свои побуждения, очень импульсивны.

Главное в помощи такому чаду — постараться сосредоточиться на его проблеме. Необходимо найти время для занятий с ребенком в тихой комнате, с минимумом отвлекающих факторов. Подбирать занятия желательно с учетом его интересов и привязанностей. Во время занятий потребуется постоянно привлекать внимание ребенка репликами: «Посмотри!», «Послушай!». Разрядить нервное напряжение могут помочь игры, требующие больших физических усилий. Они должны быть короткими и успешными. Можно попробовать занять ребенка таким видом деятельности, чтобы он мог и умел своим трудом (но не поведением) выделиться среди сверстников. Однако, по мнению психологов, лучший способ «снять» гиперактивность — постараться устранить причины, вызвавшие ее. И тут нужна помощь специалиста-психолога.

Ребенок-интроверт – полная противоположность гиперактивному чаду. Это ребенок, «недоступный» для других. Взрослые, как правило, довольны такими детьми, потому что они причиняют мало беспокойства. Но у них тоже есть проблемы коммуникативного характера. Такой ребенок может  замкнуться и разговаривать только в случае необходимости. Дети-интроверты все таят внутри себя — и свои чувства, и свои переживания. Они хорошо успевают в школе, выполняют домашние обязанности, соблюдают правила, не дерутся, не ссорятся и не кричат. Но часто держатся в стороне от всех, боятся присоединиться к группе детей или предпринять что-то новое.

К такому ребенку главное — найти подход, который должен быть, скорее всего, постепенным. Лучшим выходом, отмечают специалисты, могут быть ежедневные игры. Но при этом не надо втягивать ребенка в игру насильно. Дружественные отношения (на равных), интересные занятия и приятельская беседа без требования ответов могут постепенно создать атмосферу доверия. Для этих детей самое страшное — ошибиться или кого-то подвести. Поэтому очень важно научить таких детей спокойно относиться к ошибкам, стремиться исправить их, находя при этом разные варианты решения проблемы.

Дефицит общения может привести ребенка в мир фантазий и грез. Конечно, жизнь ребенка невозможно представить без фантазий, поскольку у него есть потребность расширять свою еще далеко не полную картину мира. И в силу нехватки информации он зачастую домысливает ее, сочиняя то, чего еще не знает.

Психологи говорят, что фантазия — явление не только нормальное, но даже обязательное.  Вместе с тем оно очень часто является индикатором того, чего не хватает ребенку в реальной жизни. Ему недостает общения, он может придумать себе друга. В этой ситуации специалисты подчеркивают: не следует доказывать ребенку, что «нет никаких эльфов», или пытаться «увидеть» маленького друга. Но мама может поинтересоваться у ребенка: «А о чем вы с ним разговариваете (или что ему нравится)?» Через такой опосредованный разговор взрослые могут понять, чем живет их отпрыск, что его волнует, обижает и радует.

Рыжий-рыжий,  конопатый…

Плюсы своей уникальности мы понимаем с возрастом. Как правило, в детстве это большая проблема, если ты не такой, как все. Доставалось и рыжим-конопатым, и слишком умным, и слишком медлительным.

Пете 8 лет, он производит впечатление очень спокойного и не слишком общительного ребенка. Уже второй год у мальчика в школе проблема: учитель жалуется, что тот делает все очень медленно, ничего не успевает. Сверстники, конечно, над Петей посмеиваются, а тот принимает все очень близко к сердцу. Из-за волнения у него все получается еще хуже…

У «истинно медлительных», говорят психологи, низкая подвижность нервных процессов. Это и определяет оптимальный для них темп любой деятельности.

Дело в том, что скорость действий у таких детей в 1,5— 2 раза ниже обычной. При слове « Быстрее!» они начинают суетиться, громче или тише считать, но при этом скорость остается той же… Окрик, раздражение, недовольство взрослых еще больше замедляют у них подготовительный период. Тогда создается впечатление, что они тянут назло.

 На начальном этапе психологи советуют не убыстрять их работу, создать все условия, чтобы не усугубить это состояние, не сорвать здоровье. Торопить, подгонять такого ребенка не только бесполезно (эффект окажется обратным), но и вредно — так  создаются условия для возникновения невроза.

Если же учесть особенности такого ребенка и, главное, дать ему возможность работать в оптимальном (для него!) темпе, качество и точность такой работы, утверждают психологи, могут быть очень высокими!

Советуем родителям подробно разбирать не только не усвоенное на уроке, но даже идти на шаг впереди, чтобы ребенок знал, что будет делать на следующем уроке, чтобы успевал уловить мысль и действия учителя.

Помогает ли тренировка медлительным детям? Да, специальные исследования показали: систематические занятия способствуют повышению скорости работы школьников. Наиболее успешна работа с использованием приема «медленно — быстро»: в занятия включаются резкие переходы от медленного темпа движений к быстрому и обратно, а время от времени даются и предельные скорости движений.

Примеры упражнений: ходьба — бег — ходьба медленная; хлопки ладонями медленно — быстро — медленно; «бег» пальчиками (большим и указательным); прыжки через скакалку, меняя темп; стук по столу или по барабану (всеми пальцами или одним) и т.д. Когда проводить эти занятия? В любое время дня. Главное, чтобы они были систематическими, не нудными, а интересными, не тягостной обязаловкой, а веселой игрой. Кстати, игры могут быть разными, важно делать что-то вместе, соревнуясь. Но при этом не увлекайтесь ролью победителя и подстройтесь под темп ребенка.

На «не таких, как все», увы, сверстники часто отрабатывают меткость слова и удара. Потому что они слабы, а значит, уязвимы. Как правило, отмечают психологи, на роль «козла отпущения» дети выбирают не способных постоять за себя, неуверенных и малообщительных.

Специалисты говорят, что для такого ребенка важно научиться строить отношения со сверстниками таким образом, чтобы у окружающих не возникало желания продолжать нападки, проявлять спокойствие и уверенность, уметь договариваться и вызывать к себе уважение. Однако стоит сразу оговориться, что если подобная ситуация в классе длится давно, то сломать сложившиеся стереотипы будет непросто. В таком случае эффективнее будет не просто научить своего ребенка новым способам реагирования, а проводить работу со всем классом, прибегая к помощи педагогов-психологов. 

Благодарим за помощь в подготовке материала социально-педагогический центр Борисовского района и его директора Елену Зябликову.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter