Светлые берега быстрой реки

Обманчивы далекие огни

Когда я время от времени говорю о том, что местечко, где расположена между озер и лесов моя усадьба, самое живописное, я не совсем искренен. По крайней мере перед самим собой. Нет-нет да и встает перед глазами другая картинка из моей молодости. Когда я впервые оказался на малой родине супруги, то тоже ощутил мурашки по телу от красоты, что предстала перед взором. 

Коллаж Юлии КОСТИКОВОЙ

Судите сами… Дом родителей жены, куда она тогда меня привезла, стоит на высоком берегу Днепра. Вернее, не так. Днепр течет вдали, а к этому высокому берегу подходит одна из его больших излучин со своим родником. Вы смотрите вдаль и видите две линии воды. Между ними — огромный заливной луг, на котором три небольших озерца. 

Я садился на лавочку под вербами и любовался всей этой красотой. Иногда засиживался допоздна. Тогда и видел те удивительные огни… Это шли по Днепру баржи, груженые песком и чем-то еще. Чаще всего они плыли караваном. Тогда далекие огни казались неземным приветом из какой-то волшебной сказки. Днепр в те годы был судоходным, и баржи ходили исправно. Казалось, этой сказке не будет конца. 

Днем, да еще вблизи, эта картина выглядела более прозаично. Как-то, когда подошла очередь тещи пасти на лугу общественное стадо коров, я вызвался в помощники. Коровы мирно паслись, и теща отпустила меня на часок к берегу Днепра. На всякий случай удочка была со мной. Я расположился на крутом берегу и решил попытать рыбацкого счастья в месте под обрывом, где не было течения, а вода совершала круговорот. Какая это была удивительная рыбалка! До сих пор стоят перед глазами небольшие, но на редкость красивые язи. Однако вскоре появилась баржа с песком. Она шла неторопливо. Но этого хватило, чтобы нарушить мой круговорот и спугнуть рыбу. На палубе у рубки стояли двое молодых людей — мужчина и женщина. Когда баржа стала удаляться, я даже шутливо махнул им рукой. Милая парочка, похоже, только рассмеялась.

Вечером я снова сидел на лавочке и с берега любовался далекими огнями. Я, конечно, уже знал, что они не из сказки, но вокруг было темно и загадочно, звезды на небосводе. Как тут вновь не погрузиться в иллюзии?

Так было, наверное, лет пять, когда мы с супругой ездили к ее родным в это прелестное место на Быховщине. Однако бурно бежала река жизни. Жене, кроме своей основной работы, приходилось много хлопотать по хозяйству и растить детей. У меня как раз был бум профессионального роста, и я частенько пропадал в командировках. Понятно, что в ту деревеньку на высоком берегу Днепра мы приезжали все реже и реже. К тому же мне надо было навещать и мать в родном Бобруйске, где она после трагической смерти моего младшего брата осталась совсем одна. 

Помню, как мой тесть Егор Власович на вопрос о баржах на Днепре ответил с грустью в голосе:

— Какие баржи? Обмелел в наших местах Днепр. Да ты и сам сходи погляди… Третий год уже на воде ни одной посудины не встретишь…

Вечером я снова сидел на скамейке и пытался увидеть хоть один огонек. Напрасно. Обманчивыми оказались те огни из покинувшей меня далекой молодости. Видать, убежали они за ней, да так и забыли вернуться.

Удивительное дело — я видел, как на моих глазах становились стариками родители моей жены и моя матушка, а я почему-то даже не допускал мысли, что это приговор и нам с супругой. Мы ведь также уже ехали не на ярмарку, а возвращались с нее. Или еще задерживались у прилавков. Тогда выходит, что те самые огни на баржах, плывущих по реке, тоже не только радовали глаз, но и посылали напоминание о том, что все проходит. Если это так, то я шлю свое запоздалое спасибо тем огням из красивой сказки. Жаль, что их простую тайну я не разгадал раньше. Может быть, был бы экономнее со своим здоровьем и не тратил бы дорогое время на пустые забавы.

Правда, все эти мысли приходят ко мне, когда тихим летним вечером сижу в беседке на своей усадьбе в этом северо-западном уголке нашей страны и любуюсь звездами на небе. Не только я, но и мои гости замечают, что луна здесь не такая, как в городе. Она заметно больше. Ярче и пронзительнее ее свет. Случается, что она посылает столько серебристого сияния, что видно как днем. Во всяком случае, никогда не спутаешь, какая из дорожек ведет к берегу нашего чудного озера и сколько летучих мышей пронеслось у тебя перед глазами.

Такими вечерами я задумываюсь над тем, будет ли наконец опубликована моя повесть под названием «Призраки усадьбы «Лунный свет». Но еще больше мне хочется, чтобы что-то подобное на те огни на берегах, за которыми я наблюдал, тоже подало мне сигнал о том, что ожидает впереди. Выпадет ли менее тревожное и более счастливое время для моих детей, внуков, близких и далеких людей? Вокруг полночная тишина. Никаких сигналов. Может, и к лучшему. Сказки всегда остаются сказками. Что же до меня, то я оптимист. Верю, что полноводные реки нынешней жизни обязательно найдут свои светлые берега.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter