Почему никак не застрахован потребитель, который внес 100-процентную предоплату за товар или услугу

Обман со стопроцентной предоплатой

КУПИЛ билет, забронировал отель — и отправляйся греться на солнце у моря. Что может быть проще? Тем более если за дело берутся профессионалы: выбираешь направление, отдаешь турфирме стопроцентную предоплату — и в путь. Схема проста и понятна. Но, как оказалось, не всегда работает. Около 70 обманутых белорусов уже обратились в милицию с заявлениями на одну столичную компанию — деньги они отдали, но в Грецию, Испанию, Египет и Турцию так и не улетели.


Ситуация до боли знакомая. Поездка несколько раз переносилась, по телефону сыпались обещания, что вот-вот вы улетите, затем сотрудники фирмы попросту перестали выходить на связь. Туристы один за другим начали обращаться в правоохранительные органы с заявлениями, а общая сумма ущерба дошла до 158 тысяч рублей.

Сейчас ведется разбирательство, собираются все сведения о деятельности фирмы. Но факт остается фактом: те 70 путешественников этим летом никуда не улетят, а когда получат обратно свои деньги — вопрос риторический. Дело может растянуться на месяцы, годы, а то и вовсе пиши пропало. Сумма ведь к возврату немаленькая.

В свое время я попала в похожую ситуацию. Правда, предоплату внесла не за турпутевку, а за арендную квартиру. Для гарантии, как говорил хозяин жилья, что точно заселюсь. Но по факту внесенная предоплата за три месяца канула в Лету. А ведь предусмотрительно взяла и расписку, и копию документов — тем самым, казалось, застраховала себя. Но никуда все равно не заселилась, хозяин квартиры на связь не выходил. Итог — заявление в милицию. Таких «счастливчиков» оказалось еще пятеро. Свои деньги, и то не полностью, удалось вернуть только через три года.

А когда речь о больших суммах? Возьмем опять-таки рынок недвижимости. Сколько ходит в сети историй, когда застройщик берет деньги, но свои обязательства не выполняет. Моя знакомая, к примеру, внесла 100-процентную предоплату за столичную однушку. Ключи должны были отдать почти год назад, но воз и ныне там, сроки переносились уже трижды. И у застройщика находится такому положению вещей тысяча и одно объяснение. Но ведь это, если говорить языком обывателя, сплошное надувательство. Почему при таком раскладе за каждый день просрочки застройщик не платит пеню? Не уменьшает стоимость квадратного метра? Ведь ждать у моря погоды можно долго: свои деньги застройщик уже получил, а дальше — как дела пойдут.

И таких примеров полно в разных сферах — продавцы товаров и услуг предоплату берут, дабы застраховать свои интересы. Но почему в таком случае руки связаны у потребителя? Не принес деньги в указанный срок — плати пеню. Принес и не получил услугу или товар, затянулись сроки — выбивать деньги приходится через суд. Начинаются мольбы о понимании: обстоятельства так сложились, подождите, войдите в положение. Да и решение суда, как показывает практика, не призыв к действию. Иные не спешат его выполнять.

Выходит, тот, кто работает по предоплате, делать может все что угодно. Срыв сроков, постоянные переносы или вовсе невыполнение договорных обязательств — привычное дело. Видимо, пора пересмотреть этот вопрос на законодательном уровне, чтобы даже желания брать деньги вперед, когда знаешь, что не выполнишь обещания, не было. Конечно, сегодня некоторые компании предлагают страховать подобные риски — отдать меньшее, чтобы не потерять большее. Но все выплаты опять-таки из кармана потребителя…

borisovez@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter