В 2014 году рентабельность льняной отрасли упала на 25%

Обман против модернизации

Минус 25% рентабельность льняной отрасли по результатам прошлого года. Куда дальше!
ПАРАДОКСАЛЬНО, но факт. Льноводство — самое дотационное в АПК республики. Еще три года назад Правительство выделило на модернизацию перерабатывающих предприятий около 500 миллиардов рублей. Но в итоге только убытки. В 2014 году — 85 миллиардов рублей. Недотягиваем практически на всех этапах производства — от выращивания до переработки.

ЛЕН для Беларуси не только традиционная, но и старейшая сельскохозяйственная культура. Он одевал и согревал белорусов многие века. Поэтому отнюдь не случайно цветки льна вплетены в национальный герб страны. И это обстоятельство придает ему, как неоднократно говорил Президент, еще и своеобразное политическое значение. Глава государства пообещал спрашивать с руководителей всех уровней за развитие льноводческой отрасли страны «не меньше, чем за хлеб». За предыдущие пять лет было дано около семидесяти поручений Правительству. 

И что же? В последние годы забота по возделыванию долгунца легла главным образом на плечи льнозаводов. Многие сельхозорганизации отказались от льноводства, считая его неперспективным. Проблемы начинаются с земли. Может, потому, что для посевов зачастую отводятся площади, непригодные по агрохимическим показателям. В прошлом году, как свидетельствуют проверки Комитета госконтроля, доля таких земель в целом по стране составила 18 процентов. 

Установлено также, что льносеющие предприятия занижали нормы внесения минеральных удобрений, необходимых для роста растений. Из-за череды нарушений вместо оптимальной для переработки волокна длины 75—80 сантиметров заводы получили стебли в среднем на 20—25 сантиметров короче. 

Потери налицо. И даже модернизация предприятий не может исправить ситуацию. А ведь есть перспективные наработки. За последние десять лет отечественные селекционеры создали 17 новых высокоурожайных сортов долгунца разного срока созревания. Они обеспечивают высокое качество волокна и уже включены в Государственный реестр. В научно-исследовательских учреждениях ежегодно производится порядка 40—60 тонн оригинальных семян при плане 35 тонн. 

По мнению ученых, при соблюдении технологии возделывания новые отечественные сорта способны обеспечивать получение волокна 15—20 центнеров с гектара. Семян — 8—12 центнеров. Главное — они вполне конкурентоспособны с зарубежными. Но по-прежнему ставка на «иностранцев».

Комплексный бизнес-план развития льняной отрасли под угрозой срыва. Согласно ему посевная площадь льна-долгунца во всех категориях хозяйств должна была в 2014 году составить 55 тысяч гектаров. Но в областях цифру подкорректировали. Она стала почти на 10 процентов меньшей. Разумеется, если все подчинить работе на конечный результат, то и с таких площадей можно получить 50 тысяч тонн волокна. Увы, не удалось! 

Посевные площади льна-долгунца в 2014 году в сельскохозяйственных организациях составили 46,5 тысячи гектаров. Он возделывался в 56 районах республики. Средняя площадь на одну организацию — 318 гектаров. На льнозавод — 1029 гектаров. Урожайность льнотресты — 34,2 центнера с гектара. Вроде бы рост есть, но качественного льноволокна для полной загрузки Оршанского льнокомбината катастрофически не хватает. Поможет ли оптимизация численности льнозаводов — еще вопрос. В 2015 году их останется только 25. Остальные будут перепрофилированы.

Проблемы отрасли не скрывали и на недавней коллегии Минсельхозпрода. По словам министра Леонида Зайца, стимулирование объемов производства и качества льнотресты в виде надбавок существенных подвижек не принесло. С убытками сработали 23 предприятия. Из-за превышения нормативного расхода сырья недополучено около трех тысяч тонн льноволокна условным номером 10. Потери — 79 миллиардов рублей.

Резкий контраст в себестоимости продукции. Одна тонна волокна на Пружанском льнозаводе обходится в 17,5 миллиона рублей. В то же время на Ореховском — до 48 миллионов.

НО ЕСТЬ и еще один аспект вопроса. Не умаляя значения для страны льна-долгунца, надо серьезно работать в научно-производственном плане по культивированию масличного льна, считает академик НАН Беларуси Владимир Самсонов.

 — В мире лен-долгунец высевается на площади 550—600 тысяч гектаров. Посевы масличного льна занимают около трех миллионов гектаров. Этому способствуют экономические стимулы. Лен считается наиболее урожайной ранней яровой масличной культурой. Высокие цены держатся на рынках даже тогда, когда другие масличные культуры дешевеют. Кроме того, благодаря короткому периоду вегетации сельхозпроизводители могут получить прибыль от продажи льна уже в июле-августе. При этом природные риски недополучить урожай сокращаются. 

— Лен хороший предшественник для большинства сельскохозяйственных культур, — продолжает ученый. — В случае гибели озимых — идеальная страховая культура. И еще. Льняное масло содержит незаменимые жирные кислоты. К тому же традиционное питание белорусов более адаптировано к льняному маслу, нежели к подсолнечному. Ведь всего сто лет назад конкурентов у этого продукта на столе наших предков не было.

Пока льняное масло выпускают только в ОАО «Лидлен» и на Воложинском льнокомбинате. В Воложине также производится гранулированный льняной жмых. Суперсовременный цех работает круглосуточно в три смены. На этих продуктах предприятие получило в прошлом году около 3,5 миллиарда рублей дохода. Существенный аргумент в пользу масличной культуры. 

По расчетам специалистов Института системных исследований в АПК НАН Беларуси, производство льняного масла может обеспечить рентабельность в 60 и более процентов. Что же, значительное подспорье для выхода из финансового кризиса льняной отрасли. Кроме того, продукт — импортозамещающий. Он уменьшит потребность отечественных потребителей в закупке аналогов растительного происхождения из подсолнечника, сои, оливок.

shevko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter