К концу 2018 года все госорганы будут использовать Республиканскую облачную платформу

Облачные прояснения

За железобетонной стеной и колючей проволокой на площади почти в 12 гектаров в Колодищах расположился единственный в стране Республиканский центр обработки данных (РЦОД) и Республиканская облачная платформа. Корреспондент «Р» попала на закрытый объект и своими глазами увидела, как работают в центре облака.

В отделе мониторинга следят за работой и состоянием оборудования всего центра

Пользуясь электронной почтой или социальной сетью, вы когда-нибудь задумывались над тем, где физически находятся, например, ваши письма и фотографии?  В каком городе, какой стране, на каких серверах? Каким образом вы в любое время дня и ночи можете зайти в свою почту и отправить сообщение? Большинству пользователей, наверное, эти вопросы даже не приходили в голову. А хранятся они на облачных серверах. Чтобы добраться к своей информации, мы пользуемся услугой браузера — он становится проводником в «заоблачный» мир наших данных. А большего нам и не надо. Но ведь интересно, как же там — на платформах и дата-центрах — все устроено?

— У нас была необходимость создать свой центр, которым могли бы пользоваться все госорганы, предприятия и другие участники финансового сектора страны, — встречает нас пресс-секретарь Алина Шеповалова. — Центр со всей необходимой инфраструктурой мы построили всего за 9 месяцев.

Несмотря на малые сроки, центр обеспечен серьезной охраной. Мало того что РЦОД обнесен стеной, он круглосуточно под неусыпным оком собственной службы охраны. Всего здесь шесть барьеров к доступу. Пропуск только по смарт-картам. В любой момент по данным карты можно посмотреть, что специалист делал с тем или иным оборудованием, в какой части здания находился.

— А вот наши камеры, — показывает руководитель управления РЦОД beCloud  Андрей Новиков. — Ведется круглосуточное видеонаблюдение с большой глубиной архива. Всего здесь 96 камер с разрешением HD. Мы прошли сертификацию Payment Card Industry Data SecurityStandard (PCI DSS) — это стандарт безопасности индустрии производства пластиковых банковских карт. Наш центр имеет высокую степень безопасности — на уровне 99,982%.

Центр со всей необходимой инфраструктурой построили всего за 9 месяцев

Информационная безопасность обеспечивается файерволами — технологическим барьером, который борется с нежелательным трафиком, отсекает вторжения информационного характера или попытки доступа к данным, блокировке, уничтожению.

— Для каждой конкретной информационной системы разрабатывается своя политика безопасности. Вот, например, информационная система учета счетов-фактур Министерства по налогам и сборам, также размещенная у нас, кроме файерволов защищена шифраторами, которые охраняют наиболее значимую информацию для ведомства, — объясняет Андрей Новиков.

РЦОД готов и к увеличению количества модулей, ведь пока задействован всего один. А в планах — четыре.

— Они будут строиться поэтапно по мере загрузки и появления потребности в IT-услугах. Как только примерно на три четверти мы заполним первый модуль (он сегодня заполнен на 35%), планируем начать строить второй, — говорит Андрей Новиков. — К нему необходимо будет достроить только ту инженерную инфраструктуру, которая непосредственно относится к модулю: трансформаторную подстанцию, дополнительный дизель-генератор и элементы системы охлаждения.

— Что касается электроснабжения, у нас есть две внешние линии электропитания, которые проложены независимо друг от друга и через которые центр обработки данных получает энергию от электросетей, — разъясняет Андрей Новиков. — В случае каких-то заминок в линиях мы можем питаться от собственных дизель-генераторов — у нас их пока два. Есть и другие источники бесперебойного питания. 

Весь дата-центр спроектирован и построен согласно международным стандартам —  TIERIIIDesign и TIERIIIFacility. Аудиторы Uptime institute лично приезжали и проверяли, соответствует ли он всем уровням надежности. Прорабатывали на месте и всевозможные аварийные ситуации в центре. Важно, чтобы ни один элемент центра при выходе из строя не приводил к остановке производственного процесса.

— Если пропадет внешнее питание, выйдет из строя кондиционер или линии водоснабжения — центр все равно продолжает жить. Все системы дата-центра beCloud реализованы по схеме N + 1 (необходимое + 1 запасное) с возможностью расширения, — рассказывает Андрей Новиков.

Существует несколько способов использования дата-центра. Первый — как услуга. Она предусматривает размещение оборудования клиента в машинном зале РЦОД. Клиенту обеспечивают физическую безопасность, информационную безопасность каналов, если это надо, а также гарантийное электропитание. Плюс ко всему поддерживают здесь и необходимый климатический режим в машинном зале — нужную температуру, влажность и чистоту воздуха.

— В машинном зале обязательно должно быть чисто, — говорит Андрей Новиков и предлагает мне надеть бахилы, чтобы глянуть, как там все устроено. — Здесь проводят частые уборки, а воздух фильтруется. Все потому, что оборудование очень дорогое. И забить его пылью — значит потерять колоссальные деньги.

Центр также предоставляет клиентам вычислительные мощности и объемы памяти с доступом к ним из тех мест, откуда они захотят. Например, из офисов и производственных помещений. Все каналы связи от оборудования до точек доступа клиента в требуемых местах предоставят. И не надо строить личные площади, арендовать помещения под свои серверные. 

— Также мы можем предоставить нашу инфраструктуру как сервис. Например, компании, которые имеют распределенную сеть точек продаж, офисов, производственных площадей по миру, могут использовать нашу сеть связи — единую республиканскую сеть передачи данных. Компания becloud является и оператором связи — у нас собственные сети, выход в интернет.

Помимо этого, можно использовать и программное обеспечение центра. К примеру, Министерство по налогам и сборам пользуется такой услугой, как автоматизированная информационная система учета счетов-фактур. Пользователи этой системы на своих рабочих местах имеют программный продукт для подачи счетов-фактур, их проверки, отслеживания. А министерство имеет собственный интерфейс с подключением к этой программе — может настраивать, проверять, осуществлять контрольные функции. 

Пресс-секретарь becloud Алина Шеповалова добавляет, что подобные дата-центры есть и у наших соседей — в России, Польше, Литве и Латвии:

— Республиканский центр ориентирован на наш рынок, но мы готовы к приходу международных компаний. Наше географическое расположение, соответствие стандартам и профессиональный подход, как минимум, этому способствуют.

Прямая речь


Сергей Поблагуев, генеральный директор beCloud:

— В ближайшее время решения beCloud помогут реализовать социально значимые для страны проекты — создать системы мониторинга общественной безопасности, управления энергетикой, здравоохранением, образованием и другим. В первую очередь,  использование нашей платформы позволит сократить затраты и сроки на реализацию таких проектов. Именно необходимость внедрения подобных проектов явилась одним из факторов создания нашего центра обработки данных  и облачной платформы. Сейчас мы ведем пилотные проекты, результаты которых будут использованы в масштабе всей страны. Также мы уже работаем в области интеллектуальных сетей с мировым экспертом в энергетической отрасли — компанией Schneider Electric. Мы разработали концепцию развития «умных сетей», которая представляет собой интеллектуальную систему передачи электроэнергии от производителя к потребителю. Так, «умные сети» могут обеспечить контроль, управление энергосистемой любого здания, района или города. При этом автоматически смогут предупредить аварийные ситуации.

alinakasel@gmail.com

Фото РЦОД

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter