Изъятия и ограничения: как ЕЭК будет бороться с торговыми барьерами

Обход барьерного рифа

С 1 января наша страна председательствует в органах ЕАЭС — Высшем Евразийском экономическом совете, Евразийском межправсовете и Совете ЕЭК. А с начала февраля к своим обязанностям приступил новый председатель Коллегии ЕЭК Михаил Мясникович. С одной стороны, новый статус накладывает на нас определенные обязательства, но вместе с тем появились и неоспоримые плюсы: возможность не только, как говорят экономисты, лоббировать интересы своей страны, но и сдвинуть с мертвой точки решение некоторых вопросов, которые уже пять лет не теряют своей актуальности.

В ЕАЭС продолжает действовать 71 ограничение, мешающее внутренней торговле.

Речь идет о торговых барьерах — изъятиях и ограничениях, одно упоминание которых уже, наверное, оскомину набило. Поделюсь собственными наблюдениями: на всех без исключения межправсоветах интеграционного объединения рассмотрение повестки начинается именно с этого вопроса. Не стал исключением и прошедший на прошлой неделе в Алматы очередной Совет глав правительств. Оно и понятно: сегодня в ЕАЭС продолжает действовать 71 торговое ограничение, мешающее внутренней торговле. Еще в 2016 году ЕЭК совместно с государствами таможенной «пятерки» определила 59 торговых барьеров, и 43 из них страны союза устранили. По экспертным оценкам, положительный эффект для бизнеса от устраненных барьеров составил около 250 млн долларов. Получается, на место устраненных препятствий приходят новые.

Справедливости ради отмечу, что это происходит не потому, что страны вводят новые препоны на пути друг у друга, а потому, что Коллегия ЕЭК все глубже погружается в работу национальных экономик и выявляет новые ограничения, препятствующие внутренней торговле. И по факту получается, что специалисты все время бьют по хвостам. Борются со следствием, а не с причиной.

Поэтому в программе своего председательства наша страна предусматривает создание системных механизмов в работе с барьерами, изъятиями и ограничениями. И первое предложение — ЕАЭС должна строить работу по устранению их на внутренних рынках. Ведь сегодня объективно получается, что страна — инициатор ограничительной меры будет доказывать, что введение ею ограничения правомерно и потому принятие таких решений следовало бы блокировать сразу. Поэтому Беларусь предложила рассмотрение этих вопросов ЕЭК. Там есть специалисты, которые глубоко погружаются в эти вопросы, и у них есть право обязывать страну устранять эти барьеры.

Второе предложение касается обращений в судебные органы. Сегодня оперативность решения вопросов о торговых ограничениях критически важна для бизнеса, но следует уходить от того, чтобы предприниматели обращались в суд по поводу каждой партии товара, поставки которого блокируют. Сейчас стоит задача выработать механизм, чтобы страна, которая не согласна с решением коллегии об устранении барьера, доказывала самостоятельно в суде, что эксперты приняли решение неверно. Эта новация затронет все государства, в том числе и Беларусь. Но если страны хотят избавиться от барьеров, то этот путь для них неизбежен.

Логичный вопрос: а что же делать с действующими семью десятками ограничений? Уже звучат предложения об их отмене единым пакетом. Но на практике не все так просто. Ограничения бывают разные: по весу, срокам, влиянию на экономику. Но, главное, есть понимание: по этому пути надо двигаться. И первым поручением новому председателю Коллегии ЕЭК Михаилу Мясниковичу как раз было проработать вопрос со всеми странами, узнать их позицию и выяснить, готовы ли они к «пакетному» решению проблемы.

Андрей ДУБАНЕВИЧ

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter