Обитель веры

История Гродненского Свято-Рождество-Богородичного женского монастыря величава и драматична. Дважды только в XX веке монастырь закрывался, подвергался разрушению. И вновь возрождался...

Монастырская летопись
Обитель, расположенная в центре Гродно, подобна островку: вокруг бурлит мирская жизнь, а здесь, кажется, даже время течет иначе. На самом деле ничего удивительного в таких ощущениях нет: монастырь, который лишь 15 лет как был возрожден, находится в особом месте, где на протяжении веков возносились молитвы. Некоторые историки предполагают, что здесь в свое время стоял храм — вначале деревянный, потом каменный, который мог быть ровесником знаменитой Коложской церкви (XII век).
Доподлинно известно, что на этом месте находился Свято-Пречистенский православный соборный храм. С введением унии он был обращен в униатскую церковь. В 1633 году при Пречистенской церкви временно поселились четыре монахини во главе с Василисой (Базилией) Сапегой-воеводиной, прибывшей из Вильно. В 1642 году униатский митрополит Киевский Антоний посетил Гродно и увидел, что монашеская община находится “на слишком стиснутом” пространстве, а поэтому распорядился передать базилианкам на вечные времена территорию к западу от Пречистенской церкви вплоть до королевского замка. Польский король Владислав IV утвердил это дарение митрополита Антония. Так в Гродно был основан монастырь.
А вскоре на долю обители выпало первое испытание: в 1647 году страшный пожар уничтожил значительную часть города. Выгорела и Пречистенская церковь, а пожар 1654—1655 года разрушил ее окончательно. Позднее здесь были построены храм Рождества Пресвятой Богородицы и жилые помещения монастыря.
Переломным в истории обители стал 1839 год, когда по решению Полоцкого собора местные униаты возвратились в лоно православной церкви. Спустя четыре года женский базилианский монастырь и был преобразован в православный Свято-Рождество-Богородичный женский монастырь.
Пожалуй, самым драматичным в истории этой обители был XX век с его кровопролитными войнами и богоборческими идеями. Дважды православный монастырь вынужден был покинуть Гродно. В 1960 году он был закрыт. Помещения и храмы передали музею истории религии, а игумению Гавриилу (Рисицкую) и сестер приютил Жировичский мужской монастырь. Долгих 32 года длилось это “изгнание”...
Путь, озаренный светом
Немногие выбирают монашеский путь. Они не считают себя людьми особенными, хотя путь этот, безусловно, озарен особым светом. Мария Глухова родилась в те времена, когда само слово “церковь” произносилось с оглядкой. Мама была школьной учительницей, и ее вера в Бога не приветствовалась. И все же она смогла преподать главные уроки — духовности ученикам и собственной дочери. Трехлетней девочкой Мария проделала вместе со своей няней долгий путь из родного города Саратова в белорусское местечко Жировичи, где уцелела жемчужина православной веры — монастырь. Никто и предположить не мог тогда, что эта девочка спустя годы станет игуменией Гавриилой, что ей судьбой будет предначертано возродить Гродненский Свято-Рождество-Богородичный монастырь.
Так сложилось, что семья Глуховых переехала в Жировичи на постоянное место жительства.
— Я выросла в монастыре, — говорит матушка Гавриила, — поэтому мне кажется, что мой путь в монашество берет начало с самого раннего детства.
Едва заканчивались занятия в школе, прилежная ученица Мария Глухова бежала в монастырь, чтобы душой вобрать другую науку, которую могла почерпнуть именно здесь, — науку веры.
 Девочку полюбила та самая схиигумения Гавриила (Рисицкая), которая с болью в сердце вынуждена была покинуть вместе с сестрами гродненскую обитель. Особенными были для Маши подарки из рук схиигумении, которые она получала на Пасху, Рождество, в день Ангела.
Окончив школу, Маша уехала в Ленинград, где поступила в военно-медицинский техникум. А после смогла осуществить свою давнюю мечту — ушла послушницей в Рижский монастырь.
Матушка Гавриила Глухова, у которой уже был опыт настоятельницы одного из монастырей в Иерусалиме, несла послушание в Московской Патриархии, когда Владыка Филарет отправил ее в Гродно, посмотреть, что стало с обителью, которой местные власти намерены вернуть прежний статус. Было это в начале 90-х. Матушка вспоминает, что ехала она в этот город, не будучи уверенной, что ей уготована миссия игумении Свято-Рождество-Богородичного монастыря.
Но когда переступила порог музея и увидела, что на месте алтаря бывшего монастыря размещается выставка, как ей показалось, “слишком откровенных” фотографий, вмиг приняла решение.
Было это пятнадцать лет назад. Первая молитва проходила на улице — от прежнего монастыря почти ничего не осталось . Но само место было благодатное, и она почувствовала эту благодать.
Невесты Христовы
В этом году в свой престольный праздник — Рождества Пресвятой Богородицы Гродненский Свято-Рождество-Богородичный монастырь отметил 15-летие со дня своего возрождения. И свою лепту в это благое дело внесли многие люди, большую поддержку оказали местные власти.
В обители хранится чудотворная Владимирская Мироточивая икона Божией Матери. Монастырская летопись свидетельствует, что многие люди получили от нее исцеление от болезней и скорбей. Из разных уголков Беларуси и зарубежья едут паломники, чтобы приложиться к святыне.
С 2002 года Гродненский Свято-Рождество-Богородичный монастырь получил статус ставропигиального и перешел в непосредственное подчинение Патриаршему Экзарху.
Во время празднования юбилейной даты Митрополит Филарет вручил обители чудотворную икону Божией Матери “Всех скорбящих Радость”, которую передал на вечное хранение монастырю Патриарх Московский и всея Руси Алексий. Игумения Гавриила удостоена ордена Белорусской православной церкви Святой Преподобной Евфросинии Полоцкой, ордена Польской православной церкви Святой Марии Магдалины.
Во время праздника монастырский дворик едва смог вместить всех желающих приобщиться к этому событию.
 Символично, что такую духовную радость с нынешними насельницами монастыря разделили и две оставшиеся в живых сестры — схимонахиня Варвара и монахиня Наталия, которые в 50-е годы пришли в эту обитель юными послушницами и в 60-м году стали изгнанницами.
— Наши предшественницы, — говорит матушка Гавриила, — имели чистое, незлобливое сердце, обладали детской прямотой и искренней, глубокой, светлой любовью к Богу и ближним. От общения с ними каждый хоть на малое время делался чище.
Благодаря их сокрушенным молитвам, убеждена игумения Гавриила, и возродилась монашеская жизнь в гродненской обители.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter