Почему наши предприятия-экспортеры не спешат отстаивать нарушенные права на рынке ЕАЭС?

Обиды, которые нас разоряют

Экспорт сегодня проходит красной нитью через работу крупных предприятий и малого бизнеса. Только вот, выходя даже на соседние рынки, немногие знают тонкости другого законодательства. Например, антимонопольного. Для этого без штата профильных юристов не обойтись. И пока права наших предприятий ущемляют. Иногда из-за их же неопытности. Эксперты поясняют: мол, если в отдельно взятой стране четко не работают нормы рынка, компании не готовы к жесткой конкуренции и отстаиванию своих прав за рубежом. Например, в Евразийском экономическом союзе. Хотя все возможности у них для этого есть, настаивают в Евразийской экономической комиссии.

Специалисты на простых примерах расскажут бизнесу об антимонопольных правилах.
фото ocenka-zemli-bgt.io.ua

Договор о защите конкуренции на общем рынке пяти стран активно стали применять только в прошлом году. Как результат — почти за 1,5 года в ЕЭК поступило 17 заявлений о нарушении правил честной игры. Четверть из них — от наших предприятий. Только 12 из документов перешли в стадию расследования, и пять из них стали полновесными делами. По одному из них уже есть решение. Вердикт таков: ценовая дискриминация отдельных потребителей из-за пределов России, поделился фактом директор Департамента антимонопольного регулирования ЕЭК Алексей Сушкевич.

А именно: крупнейший производитель электротехнической анизотропной стали в ЕАЭС, по сути монополист на рынке, продавал по более высокой цене трансформаторную сталь заводам из Казахстана и Беларуси. Первая страна как раз таки первой заявила о нарушении, но позже отозвала свое письмо. Официальной заинтересованной стороной остался Минский электротехнический завод имени Козлова. При продаже сырья россияне ежемесячно устанавливали коэффициент макроэкономического риска, чтобы «компенсировать нестабильность товарных рынков». Это привело к повышению отпускной стоимости на 23 процента от базовой установленной цены. Комиссия же пришла к выводу: «Оплата осуществлялась в российских рублях и со 100-процентной предоплатой. Следовательно, такие основания, как волатильность национальной валюты и снижение платежеспособного спроса, для повышения цены являются экономически, технологически или каким-либо иным образом не обоснованными». В итоге нарушителю присудили штраф 217 млн российских рублей.

К слову, штрафы в антимонопольном законодательстве ЕАЭС весьма солидные. Например, уличенным в координации экономической деятельности юрлицам грозит штраф от 200 тысяч до 5 млн российских рублей. В других случаях денежное наказание может доходить до 15 процентов от годового оборота компании на трансграничном рынке. Сами эксперты на практике ужаснулись такому мощному экономическому воздействию. Потому уже в этом месяце заработают поправки в порядок рассмотрения заявлений. По ним нарушителю в некоторых случаях сперва предложат скорректировать свое поведение через предупреждение или предписание. 

Для любого бизнесмена важно время, которое займет разбирательство. Некоторые думают, что оно растянется на годы и вытянет немало средств. И предпочитают закрыть глаза на ущемление своих прав. Так ли это? Алексей Сушкевич заверяет: в ЕЭК уникальная процедура по скорости. Вся процедура по закону должна уложиться максимум в триста рабочих дней. Считайте, в год. «В новостях недавно проходило сообщение, что Европейская комиссия закрыла дело в отношении «Газпрома», выдав корректирующее предписание. Между прочим, это дело начали еще в 2011 году. Столько рассматривать наши дела мы не можем себе позволить. Ведь ситуация на наших рынках меняется достаточно быстро. Через девять лет мы уже не найдем ни нарушителя, ни пострадавшего. И будет непонятно, во имя кого мы восстанавливаем справедливость».

В то же время эксперты ЕЭК переживают, что поток дел не расширяется. Поэтому здесь хотят к концу года выпустить и выложить в сети так называемую белую книгу, где на простых примерах расскажут бизнесу об антимонопольных правилах. Весьма кстати. В бизнес-союзах разводят руками: мол, больше половины предпринимателей не имеют понятия про тонкости работы на общем рынке и не знают, куда обращаться. Поэтому директор Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского Жанна Тарасевич предложила провести курсы для представителей общественных организаций. Чтобы те компетентно рассказывали о возможностях малому и среднему бизнесу. К слову, при желании бизнес-союз может отстаивать права предпринимателя на общем рынке, но по доверенности. Председатель Белорусской торгово-промышленной палаты Владимир Улахович обратил внимание на другую проблему: комиссия не рассматривает обращения по поводу действий госорганов ЕАЭС. Хотя госсектор в странах пятерки по-прежнему оказывает значительное влияние как на свои предприятия, так и на пришлые. В России, например, антиконкурентные акты и действия госорганов начиная с 1992-го составляют около половины всех нарушений.

druk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter