С монополией переработчиков не согласен глава КФХ «Пралесак» Могилевского района Юрий Коршунов

«Обидно кланяться за то, что горбом выращено»

Еще в далеком 1991 году, когда фермерство в стране давало только первые ростки, Юрий КОРШУНОВ покинул городскую квартиру и начал поднимать клочок заброшенной болотистой земли, от которой отвернулись все хозяйства.  Новоиспеченного фермера в глаза и за глаза называли чудаком, но он ничего, выдюжил, выстоял, и теперь его  КФХ «Пралесак» — одно из крупнейших в области. Более 1400 гектаров пашни, стадо скота  в 450 голов, около 50 работающих, парк энергонасыщенной техники. Своими силами строят жилье и новые фермы. В планах — наладить производство пакетированного молока. Юрий Федорович признавался человеком года на Могилевщине, он руководитель областного Союза фермеров. Встретиться и побеседовать с таким неординарным человеком всегда интересно и поучительно.

Юрий КОРШУНОВ с сыном Иваном
Фото Владимира Капузо

— Юрий Федорович, подозреваю, что  миллионером вы  так и не стали?

— Да и не стремился. Все заработанное идет в дело. Постоянного обновления требует техника, да и за старой нужен уход. Вот у меня еще работает трактор МТЗ-2522. Вряд ли вы найдете еще такой в сельхозпредприятиях. Без экономии сейчас никуда. Копейка к копейке – рубль набежит. Скажем, не хватало у нас топлива на посевную, купили за счет продажи своих же семян. Дефицит минеральных удобрений компенсировали органикой. Смысл же не в деньгах, главное, я доказал себе, да и другим, что нет плохой земли, есть нерадивые хозяева. Да и корпоративная солидарность помогает.

— Сейчас рядом с вами сын Иван.

— И еще один помощник, внучок Иван Иванович, подрастает, тоже к земле с детства тянется. А сын получил высшее юридическое образование, но решил остаться рядом. Не скрою, очень рад его выбору. Мне как отцу нужен и  помощник,  и последователь.

— Здесь, на мой взгляд, палка о двух концах. У одних  фермеров успех  и прибыль, у других — разорение и банкротство. Не секрет, что количество тех, кто самостоятельно работал  на земле, поубавилось.

— По сравнению с началом девяностых количество фермеров в области сократилось. Максимальная их численность была в 1995 году – более пятисот. Сегодня зарегистрировано порядка трехсот хозяйств. Однако, на мой взгляд, количество перешло в качество. К примеру,  производство зерна и зернобобовых выросло в три раза. Область лидирует в стране и по такому показателю, как площадь земли на одно фермерское хозяйство.

— Что, на ваш взгляд, сдерживает развитие фермерства?

— Самая большая проблема – несвоевременность расчетов за продукцию. Это, в свою очередь, не дает  возможность погашать накопившиеся долги. Но в кредиты стараемся не лезть. Уже научены горьким опытом. Всегда лучше надеяться на свои силы и возможности. В последние годы здорово помогает государство.  Ту же технику сейчас фермерам можно приобрести в лизинг.

У всех нас, кто работает на земле,  одна общая цель — накормить людей. Чем больше мы выпустим продукции, тем дешевле она на рынке. Посмотрите, какую цену там сейчас заворачивают перекупщики, те же спекулянты. Своя монополия и у переработчиков. Аграрий пока остается внакладе. В Европе совсем по-другому. Там знают, если плохо производителю, будет нелегко и предприятию. А у нас как?  Могут принять молоко, а могут и отказаться. Толку не добьешься. Положа руку на сердце, скажу, что очень обидно кланяться за свое потом политое, горбом выращенное.

— Но в новых законах для хозяев на земле солидные послабления…

— Да, власть идет нам навстречу. Сейчас начать свое дело несложно. Все оформление по принципу «одного окна». И, пожалуйста, работай. Фермерские хозяйства начали активно участвовать и в реализации отраслевых программ, прежде всего по развитию картофелеводства и овощеводства. По душе нам и инициатива о создании специализированных баз, которые будут заниматься закупкой продукции у небольших хозяйств, ее переработкой и реализацией.

Но узкие места остаются. Взять хотя бы тот же бухгалтерский учет. Сколько у тебя земли, 20 гектаров или две тысячи, не важно. Бумаги могут потребовать в любой момент. Был у фермера в Германии. Спрашиваю: а где бухгалтер? На что ответ, у него только две папки: дебет и кредит. В конце года приезжают представители финансовых органов,  проверяют, высчитают налог — и все, работает дальше. А у нас в штате уже несколько  бухгалтеров сидит. И работы у них выше крыши.  Но главное, чтобы не мешали. Должны быть четкие правила игры. Я произвел — вы забрали. И по разумным ценам, а не таким, как сейчас. Молоко ценится ниже минеральной воды. А зарплата? Если ее в хозяйстве вовремя не выплатят – это уже ЧП. А у нас пеняй только на себя. В лучшем случае услышишь слова сочувствия.

— Тем не менее фермеров включают в статистическую отчетность…

— Конечно, не без нашей помощи районы выполняют планы по производству различной сельхозпродукции. А дальше странно получается:  информацией не владеем, планерки в облсельхозпроде проходят без нас, лишь изредка приглашают на какое-нибудь совещание. А было бы полезно послушать и о своих проблемах рассказать. К примеру, о работе ветслужбы. Зачастую с болезнями коров я остаюсь один на один. Уже поменял треть стада, а до ветеринаров очень сложно достучаться. Но ведь я не прошу приехать бесплатно. Нет, отмахиваются, мол, дел невпроворот. Понимаю, работы у ветврачей выше крыши, но опять же – молоко от моих коров тоже ведь в общий котел идет.

— А вот жалобы на вас, фермеров,  стали уже традицией.

— Правильно говорят, что сочувствие достается бесплатно, а зависть нужно заслужить. Я, похоже, заслужил.  К примеру, кому-то не понравилось, что я землю, свою, заметьте, якобы не так вспахал, и проверки не заставили себя ждать. Да не одна, а несколько комиссий. Не раз проходил такую нервотрепку. Если бы по существу, а то ведь мелочи. Но они стоят здоровья и времени. А жалобщик в восторге — так тебе и надо!

— Что поделаешь, не все любят у нас частников…

— Какая разница, кто возделывает участок, фермер или сельхозпредприятие. Ведь мы живем в одном государстве и задача у нас единая — продбезопасность страны. Другое дело — конечный результат. Если неэффективен — извини и прощай, дорогой! На встрече с фермерами Могилевщины Президент четко пояснил, если толковый руководитель, то и хозяйство на подъеме, и не важно, какой оно формы собственности. А землю в первую очередь нужно выделять тем, кто сумеет обеспечить высокорентабельное производство. Тогда и сосед будет стараться. А не проявил себя — уступи место тому, кто может. Все просто и понятно.

— В начале нашей беседы вы говорили о корпоративной солидарности…

— Стараюсь ее прививать всем фермерам. Никогда не знаешь, что ждет завтра. Рука помощи не будет лишней. Да и с сельхозпредприятиями сотрудничаем как партнеры. Скажем, по соседству с моим хозяйством поля агрофирмы «Вейно». Если у них возникают вопросы, обязательно помогу техникой или стройматериалами. Работаем по принципу сотрудничества и взаимопомощи. Так и надо жить, и по-братски делиться.

Мечта — объединить всех фермеров Могилевской области в единый холдинг, наладить свою переработку, чтобы уйти от монополиста. Говорят, руки у пахаря черны, зато белым хлеб родится. Вообще живу по присказкам и пословицам. Помогает. Разве кто-то не согласится со словами, что скупой платит дважды, а ленивый работу два раза делает. Да, от земли богатым не будешь, и сегодня фермеру непросто. Но все в первую очередь зависит от самого человека — хозяина. Если желаешь быть успешным, трудись не покладая рук!

shevko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter