В театре им. Янки Купалы продолжает будоражить зрителей премьерная «Жанiцьба» по пьесе Гоголя

Обещать — не значит жениться

В театре им. Янки Купалы продолжает будоражить зрителей премьерная «Жанiцьба» по пьесе Николая Васильевича Гоголя. Коннект с классикой попытался наладить молодой режиссер Даниил Филиппович, выпускник ­ГИТИСа, известный по спектаклям «Рыба моей мечты» в гомельском драмтеатре, «Гроза» в Полесском драматическом театре, «Палёты ўдваiх» в минском ТЮЗе, сказке «Гiсторыя шакаладнага дрэва» в Купаловском. В этих спектаклях мы воочию убедились, что в белорусский театр пришло племя младое, незнакомое, не отягощенное культурологическими комплексами и прочим изысканным интеллигентским нытьем. Это поколение выбирает кратчайший путь к катарсису, смело вскрывая нерв произведения, едва припорашивая его модной нынче визуальной пыльцой.



Филиппович копает глубоко, выбирая язык актуального театра с симультанным, то есть одновременным действием сразу на нескольких точках сцены, актуальным саундом и гендерными перевертышами. В купаловском спектакле ему есть на кого опереться — тут слаженно работают молодые артисты и признанные мастера. Совершенно очарователен Подколесин в исполнении молодого актера Ильи Крука. Актер — достойный продолжатель дела Джима Керри. Комическое легко перетекает у него в лирическое, фарс оборачивается нервным спазмом. В нем столько живости и энергии, что это не может не увлекать. Кочкарев Михаила Свито — сгусток мужской энергии. Актеры обживают этот фантастический мир легко и свободно, азартно, с невероятной заразительностью. Народная артистка Беларуси Зинаида Зубкова играет нечто наподобие того, что играла Юлия Рутберг в легендарном спектакле Петра Фоменко «Пиковая дама». Там ее героиню звали Тайная Недоброжелательность. Зубкова играет немого персонажа, обозначенного в программке как Тень Женитьбы. Хороша, как всегда, ироничная Тамара Миронова в роли Арины Пантелеймоновны, она позволяет себе хулиганить. Заставляют остановить на себе взгляд Агафья Тихоновна (Маргарита Горбачева) и Фекла Ивановна (Таисия Введенская). Диалог разных актерских поколений, может быть, самая главная ценность спектакля.

Стержень постановки Даниила Филипповича — эклектика, но не кричащая, не воинствующая и отталкивающая, а затягивающая своим особым магическим реализмом. Все идет в топку, работает на результат. Для кого-то — «боб с горохом», «помесь негра с мотоциклом», для нас — холодный душ.

Хотелось бы стать в позу и высокомерно сказать, что за этим спектаклем гудит, как ветер в печной трубе, звенящая пустота, но нет. Сценический мир наполнен эмоциями, фундамент скроен прочно и деликатно. Мистические сцены, полные нагнетания атмосферы, сменяются комедийным каскадом, минуты тишины — взбесившимся хором женихов, как будто сбежавшим из программы «Давай поженимся!». И он здесь отнюдь не гибнет, а взрывает зрительный зал веселым квинтетом раздолбаев.

Послевкусие от спектакля серьезно и ощутимо. Это театр без двусмысленностей, без подмигиваний омертвевшему постмодернистскому дискурсу. Чужие режиссеры быстро растут. Видно, что Филиппович явно вырос по сравнению с предыдущими работами. Если и есть тут сторонние влияния, то в приемлемой консистенции, но виден и собственный страстный, неравнодушный взгляд на Гоголя.

Хотя что с пьесой классика за прошедшее время режиссеры только не делали! Марк Захаров в «Ленкоме» превращал ее в яркий бенефис «народных» первачей во главе с Олегом Янковским и Леонидом Броневым. Режиссер Валерий Фокин ставил героев на коньки в своем спектакле в Александринском театре, где, собственно, 9 декабря 1842-го и началась сценическая судьба «совершенно невероятного события» Гоголя. Ген азарта и заразительности, заложенный Николаем Васильевичем, наверное, настолько заразителен, что неожиданные режиссерские прочтения пьесы продолжаются. Нынешняя «Жанiцьба» — высказывание эффектное, устойчивое, внятное, совершенное по технике исполнения, сделанное отнюдь не «на злобу дня». Проверку временем оно выдержит точно. И будет лить слезы Агафья Тихоновна, и будет прыгать в окно Подколесин.
В феврале режиссер Даниил Филиппович выпускает в Купаловском театре премьеру трагикомедии «Чакана гучна i да болю блiзка» по пьесе канадского драматурга Мориса Панича «Соглядатай».
Добрый зритель в девятом ряду.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter