Благодаря способности забывать ненужное мы можем узнавать новое

Объективный склероз

Забывание считается распространенным делом в повседневной жизни. 

Почти каждый день с любым человеком происходят отдельные случаи провалов памяти, которые вполне могут быть простыми и безвредными. Можно забыть, куда положил ключи, перезвонить другу, хотя обещал ему. Может быть более опасная забывчивость, влекущая за собой некоторые негативные последствия. А вообще, вы когда-нибудь задумывались, почему о чем-то забываете?

pexels.com

Загадка дядюшки Поджера

Во-первых, давайте признаем, что забывчивостью в той или иной степени страдают все (если речь не идет о патологиях и редких болезнях). И самым простым подтверждением этого является активный и стабильный спрос на ежедневники, блокноты, планеры, а также различные программы на компьютерах и телефонах, помогающие фиксировать список дел, даже не отдаленных, а повседневных. Всего не запомнишь — это мы знаем совершенно точно. Причем есть люди, для которых забывчивость стала уже практически нормой и отличительным признаком. Почти наверняка у каждого есть приятель или родственник, напоминающий дядюшку Поджера из книги «Трое в лодке, не считая собаки», хронически забывающий, куда положил молоток, гвозди, ключи, очки, паспорт и так далее по списку. Так что же такое забывчивость и чем она объясняется?

Наверняка вам не раз приходилось читать, что объем информации, которая может быть загружена в мозг среднестатистического человека (не говоря уже о гениях), гораздо больше компьютерной. Так утверждает наука нейрофизиология, приводя при этом какие-то совершенно фантастические цифры в 1 миллион гигабайт. Однако для обычного человека это всего лишь теория, причем довольно сомнительная. И сомнения эти укрепляются многократно при элементарной попытке заучивания текста. Если это не рифмованные строки, процесс идет «со скрипом». А забывается все вообще моментально, стоит только захлопнуть книгу, не так ли? Получается, забывчивость — своего рода феномен, даже нечто ненормальное. При этом правы и нейрофизиологи, и обыватели: объем памяти у нас огромен, однако процесс запоминания и забывания крайне туманен. По мере возможности попытаемся разобраться, в чем дело.

Кривая вывезет

Первым человеком, которого заинтересовали процессы запоминания и забывания еще задолго до того, как ученые обрели возможность заглядывать в голову при помощи всяких умных приборов вроде магнитно-резонансных томографов, был немецкий психолог Герман Эббингауз. В 1885 году или около того он провел серию экспериментов, результаты которых опубликовал в своей работе «О памяти: вклад в экспериментальную психологию». Если излагать кратко и просто то, что Эббингауз очень подробно и заумно описал для коллег: он открыл весьма интересную вещь, впоследствии названную «кривой забывания». В своих экспериментах ученый предлагал для заучивания бессмысленные слоги, не несущие никакой информации. Делал он это для того, чтобы память не цеплялась за какие-то посторонние ассоциации, а картина исследования была четкой. Слоги состояли из двух согласных и гласной между ними, например «бов», «гис», «лоч» и так далее. Проще пареной репы, что называется. В итоге выяснилось, что уже в течение первого часа после заучивания забывается до 60 % всей полученной информации, а через 10 часов в памяти задерживается около 35 % от изученного. Далее процесс замедляется и останавливается — через 6 дней в памяти остается около 20 % слогов, и это то, что мы помним и через месяц. Главный вывод, который сделал Эббингауз: любая информация непременно требует периодического повторения, в противном случае останется только критический минимум. Ведь вряд ли вы сейчас что-то помните из цикла непрофильных лекций в вузе, не так ли? О школьной программе вообще скромно помолчим.

Кроме «кривой забывания», Эббингаузу принадлежит открытие так называемого эффекта края. Суть его в том, что лучше всего запоминается материал, находящийся в начале и в конце. Явление очень легко и быстро можно проверить, составив произвольный список из 10 слов и попытавшись его воспроизвести. Точно запомнятся слова, расположенные в начале и в конце, а те, что в середине, — с трудом или не запомнятся вовсе. Любопытно, что этот принцип работает не только на списках, но и в быту: из прошедшего дня вы подробнее вспомните утро и вечер. Сюжет книги или фильма путается в памяти, чаще всего в середине. И так далее.

Три в одном

Естественно, что и после Эббингауза ученые продолжили исследования. Есть три основных объяснения забывчивости. Первое — теория интерференции, пик популярности которой пришелся на 1940—1950-е годы. Она гласит, что информация в долговременной памяти может быть смешана с новой, что приводит к деформации — воспоминания наслаиваются одно на другое, и одно из них уничтожается. Интерференция может быть проактивной (когда старые воспоминания мешают новым). Например, у друга сменился номер телефона, а вы вспоминаете старый хоть тресни. Обратный вариант — интерференция ретроактивная, когда сложно вспомнить старую информацию из-за новой.

Второе объяснение забывчивости — теория исчезновения. Память с течением времени ослабевает и начинает напоминать прохудившийся мешок, из которого все вываливается. Конкретно — то, чем вы не пользуетесь. Эту теорию подтверждают ситуации, периодически случающиеся со всеми. Допустим, вы давно не видели человека, не контактировали с ним и при встрече вообще не можете вспомнить, кто это такой. Соответствующая информация была не востребована и «сгорела».

Третья трактовка — теория извлечения, которая говорит о том, что для извлечения воспоминания (особенно давнего) обязательно нужен ключ-подсказка: запах, музыка, слова песни, знакомый пейзаж и так далее. Нет ключа — воспоминание остается в хранилище. Любопытный момент: каждая из трех описанных теорий имеет право на существование и работает. Сейчас наука только дополняет их. Например, уже установлено, что забывание, как бы оно ни происходило, — процесс, аналогичный очистке компьютера от ненужных файлов. Если забивается «кэш», мы не можем полноценно запоминать новую информацию. А в современном мире ее очень много.

КСТАТИ

В мозге зоны, отвечающие за обоняние и запоминание, находятся рядом. Поэтому запах способен вызывать у нас самые яркие воспоминания, буквально вырвав их из глубин. Например, многие люди даже в пожилом возрасте, войдя в сельский дом, вспоминают детство у бабушки в деревне, разбитые коленки и воровство яблок из соседского сада. Хотя давно уже и свои внуки подрастают.

В ТЕМУ
pixabay.com
Теоретически центром памяти в мозге считается гиппокамп. Но на самом деле воспоминания «живут» чуть ли не везде — они как бы рассеяны по системе нейронных связей. Об этом же свидетельствуют и данные МРТ: когда мы что-то вспоминаем, активируются разные участки мозга, порой довольно неожиданные, например отвечающие за координацию. Поэтому, даже жалуясь на плохую память, мы продолжаем помнить очень многое. Проснувшись утром, мы не мучаемся мыслями о том, какие мышцы задействовать, чтобы подняться. Точно помним, как чистить зубы, пользоваться столовыми приборами, резать хлеб и наливать воду в стакан. Планируя покупку, высчитываем, сколько нужно денег и сколько останется, — это правила арифметики. Не говоря уже о словарном запасе и грамматике. Поэтому мозгу есть что делать с его терабайтами и петабайтами — он сохраняет в них огромное количество разнообразного контента. А если что-то и теряет по дороге, так с кем не случается? Значит, не особо и нужно-то было.

bebenina@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter