Как защитить частную жизнь от человека с камерой?

Объективная реальность

Фраза “Улыбайтесь, вас снимают!” давно перестала заряжать позитивом. Улицы, подъезды, общественный транспорт и рабочее место оборудованы камерами слежения, в любой момент мы можем стать невольными героями чьей-то съемки на мобильный телефон, а затем найти видео с собой в главной роли на всеобщем обозрении в сети. Актеры “Дома 2” добровольно соглашались на эксперимент  существования в “стеклянном кубе”. Но всё больше людей, далеких от актерских амбиций, воспринимают происходящее как вмешательство в их частную жизнь.


Кому ремень на пользу

Недавно наши информационные порталы разместили забавное видео. Женщина — бригадир штукатуров наказывает ремнем провинившихся молодых работников. Как расценивать этот довольно эмоциональный ролик, снятый на мобильный телефон: свобода слова или вмешательство в личную жизнь участников?

На скандальном ролике Людмила Байгот — бригадир штукатуров СУ-107 “Гомельпромстрой”. Опытный специалист, на хорошем счету в организации. Ее “родительский подход” с ремнем в руках, на первый взгляд, весьма унизительное воздействие на психику работников. Но от чего она отговаривает нарушителей трудовой дисциплины? Чтобы работу не прогуливали, пьяными не приходили, непотребных дам на рабочие места не приводили. Иначе это уже будет не ремень, а статья, возможно, даже и уголовная. Если посмотреть на проблему трезво, то такой воспитательный метод менее радикальный, чем выговор, лишение премии, увольнение или вызов милиции. На видео можно видеть, что ребята не корчатся от боли, а даже посмеиваются и отшучиваются. Подход нестандартный, точнее, не прописанный в Трудовом кодексе или коллективном договоре, но трактовать это как насилие над личностью — язык не поворачивается.

Видео с экзекуцией штукатуров собрало в сети десятки тысяч просмотров, некоторые работники строительного управления признаются, что их в рабочих спецовках и телогрейках даже по-особенному встречают в общественном транспорте. Пассажиры интересуются: не у них ли работает бригадир с ремнем?

Работает, и неплохо. Я связался с уже популярной Людмилой. Особой радости в ее голосе от общения с корреспондентом не услышал:

— Ах, вы из газеты! Спасибо вам, СМИ: вы превратили видео с телефона, снятое три года назад, в суперскандал!

— Но вы же били работников ремнем?

— Не била, а воспитывала. К сожалению, тот, кто снимал, вырвал это видео из контекста истории. Я больше ничего не скажу, потому что любые слова и поступки могут быть потом искажены в интернете. До свидания...

Чем все закончилось для героев нашей истории? Один из них продолжает работать штукатуром, только в другой бригаде. Второй, со слов бывших коллег, находится в местах лишения свободы. Кому ремень на пользу, а кому и нет. Людмила Байгот все так же руководит бригадой штукатуров — мотивирует их делать ровные стены для белорусов. На работе о ней самого высокого мнения.

Свобода слова — красивое выражение. Но если вас сфотографировали на банкете в смешном танце? На улице ругающимся с прохожим? И это — в сеть? Возможна ли защита от таких посягательств на личную жизнь?

Попавшие в кадр исков не подают

Резонансных случаев, когда благодаря съемке на видео удается раскрыть преступление, в последнее время становится все больше. Около месяца назад в группе “Новополоцк | Полоцк” в социальной сети ВКонтакте было опубликовано видео. В кадре мужчина, о ногу которого трется кот. Через несколько секунд бедный мурлыка получает сильный удар ногой и улетает в стену. Авторы ролика сообщили, что все произошло в Полоцке. Агрессора начали активно искать защитники животных и милиция. Чуть позже стало известно, что мужчина с видео работает в органах внутренних дел. В результате проверки руководством было принято решение о его увольнении в связи с совершением проступка, дискредитирующего звание сотрудника ОВД. По факту жестокого обращения с животным начат административный процесс.

В середине июля прошлого года по соцсетям разошлась фотография молодых людей, которые занимались сексом на одной из минских улиц. В конце августа милиция задержала любвеобильного парня, было возбуждено уголовное дело за хулиганство, совершенное группой лиц. Парочка получила по 1 году лишения свободы на каждого с отсрочкой наказания на год и по 100 часов общественных работ. Также суд вынес для них запрет на посещение определенных мест после определенного времени. Любопытно, что никакой информации о претензиях к человеку, выложившему ролик в открытый доступ, не появлялось. Хотя положа руку на сердце автор съемки вполне мог отправить диск с файлом и с приложенным заявлением сразу в милицию, вместо того чтобы публиковать фото в соцсетях.

В начале августа этого года в Витебске женщина пришла в аптеку с собакой и устроила скандал, когда провизор сказал ей, что вход с животными запрещен и обслуживать ее в этом случае не будут. Дама принялась оскорблять провизора и грозить ему увольнением. Все, что произошло в аптеке и было записано на камеру видеонаблюдения, заведующий Максим Самсонов выложил в интернет. В многочисленных интервью, которые он дал впоследствии информагентствам, объяснил свой поступок так: считал, что общественного порицания для скандалистки будет достаточно. Сама же героиня нашумевшего ролика оправдывала свое поведение обстоятельствами: была на нервах и выплеснула весь негатив на человека, сделавшего ей, к слову, вполне справедливое замечание.

Случившимся заинтересовалась милиция. Сверхэмоциональная покупательница вскоре была установлена, дело дошло до суда. Марину П. обвинили в совершении правонарушений, предусмотренных статьями 9.3 — оскорбление и “хулиганской” 17.1 КоАП Республики Беларусь — нецензурная брань в общественном месте.

На суде Марина извинялась за произошедшее. Но в то же время говорила о том, что аптекарь не должен был выкладывать подобное видео в открытый доступ. Мол, это унижение не меньшее, чем ее эмоциональные слова.

По первому пункту обвинения стороны пошли на мировую. За второй пункт Марине выписали штраф.

Несколько лет назад Ромео и Джульетта отечественного розлива, активно ведущие половую жизнь, внезапно поссорились. И брошенный паренек надумал изощренно отомстить бывшей подруге: выложил в сеть видео их интимных утех, которое снимал еще в те времена, когда “любовь до гроба”. Результат глупой мальчишеской выходки — уголовное дело за распространение материалов порнографического характера.

А уж примерам, когда героями видеороликов, заботливо выложенных не только в YouTube, но и на популярных новостных сайтах, становятся водители, несть числа.

— Я не так давно получила водительские права и, честно говоря, иногда немножко “торможу” на сложных участках вроде развязки на Бангалор, — признается минчанка Полина. — Было очень неприятно, когда несколько месяцев назад ролик о том, как я перестраиваюсь в неверный ряд для поворота, попал в соцсети с комментариями пользователя, разместившего видео со своего регистратора: “Ты посмотри, что эта тупая курица делает!”. Мой молодой человек, который случайно увидел этот ролик, узнал мою машину по регистрационным номерам, которые отлично видны на записи. Честно говоря, были мысли обратиться в суд: это же вторжение в мою частную жизнь! Но потом передумала: хлопотное дело, а у меня сессия на носу.

Юрист Андрей Круглов объясняет: шансы выиграть дело у Полины есть, но только в том случае, если предметом иска станет оскорбление девушки, попавшее в открытый доступ и тем самым причинившее ей моральные страдания, а никак не вторжение в частную жизнь:

— Авто движутся по улицам, которые считаются общественным местом. Номера госрегистрации не относятся к частной жизни. Да, персональные данные знает только ГАИ, но то, что в машине едет мужчина или женщина и номера машины видят все участники дорожного движения — это не закрытая информация.

Грозит не только штраф

В Конституции большинства стран гарантируется право на частную жизнь, которое состоит как минимум из права на неприкосновенность жилища и тайну коммуникаций. Еще в декабре 2013 года Генеральная Ассамблея ООН приняла специальную резолюцию 68/167 и призвала все государства пересмотреть процедуры, практику и законодательство, касающиеся видеозаписей, перехвата и сбора персональных данных.

Тем не менее разные страны по-разному относятся к правовому аспекту регулирования одной из глобальных проблем нынешнего тысячелетия. В германском регионе Бавария, например, в этом отношении всё более чем строго. Несколько лет назад здесь произошла резонансная история: местные автомобилисты выложили в интернет видеозапись аварии. В результате получили внушительный штраф, поскольку ранее суд постановил, что использование видеорегистратора с целью публикации записи в интернете или передачи третьим лицам является незаконным. 

В Люксембурге за это можно даже отправиться в тюрьму. В Португалии за нарушение закона о неприкосновенности частной жизни придется выложить от 500 до 1000 евро.

Беспрецедентный случай произошел недавно в Австрии: 18-летняя девушка подала в суд на своих родителей, которые на протяжении семи лет публиковали ее детские фотографии. “Они без разбора и стыда выкладывали в интернет все: как я сижу на унитазе или лежу голой в кроватке”, — возмущается истица. Специалисты по юридическому праву полагают, что этот случай может стать первым в бесконечной череде подобных исков, ведь, согласно исследованиям сайта The Parent Zone, каждая третья молодая мама регулярно публикует в соцсетях фото своего младенца.

Не личное дело

Защита права на частную жизнь регламентируется большим количеством нормативных актов, говорит адвокат Минской областной коллегии адвокатов Зарина Залевская. Здесь вам и статья 28 Конституции Республики Беларусь, гласящая, что каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, и статья 151 Гражданского кодекса, где сказано, что объектами правовой охраны являются достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайны и иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу акта законодательства. В то же время Закон “Об авторском праве и смежных правах” не содержит норм, которые регулировали бы права лица, изображенного в фотографическом произведении, и обязывали бы автора снимка или видеосъемки получать у такого лица разрешение на использование его изображения:

— Есть масса юридических тонкостей, в которых сложно разобраться даже профессионалу, не говоря уже про обывателя, — рассуждает специалист. — Например, в нашем законодательстве не приведено конкретное определение личной жизни. Есть только понятие “тайна личной жизни”, к которой относятся здоровье, семейные и интимные отношения, обстоятельства рождения, усыновления, личные привычки, личная корреспонденция и многое другое. Также в законах нет прямых ссылок на запрет фотографирования и видеосъемки человека. Однако при этом надо помнить, что распространение фотографии или видео может влиять на его дальнейшую жизнь и деятельность. Например, попавший в кадр человек не желает, чтобы его встреча с кем-то была раскрыта, что он находится в определенном месте. И если фото или видео оказывается в общем доступе — это уже раскрытие частной жизни, нарушение прав. Конечно, все это не относится к проведению оперативно-разыскных мероприятий сотрудниками правоохранительных органов.

Никто не хочет внезапно увидеть в интернете скандальный ролик с собой в главной роли
Фото ivetta.ua

С видеозаписями на рабочих местах тоже есть нюансы. Согласно Указу Президента № 527 организациям, осуществившим оборудование объектов средствами системы видеонаблюдения, разрешается использовать средства системы видеонаблюдения для собственных нужд с соблюдением прав и законных интересов граждан и юридических лиц без ущерба для функционирования системы видеонаблюдения в интересах обеспечения общественного порядка. Конечно, если утрировать данный вопрос, можно говорить о тотальной слежке, мании преследования и т. д. В каждом конкретном случае суд будет рассматривать все обстоятельства исключительно применительно к конкретной ситуации.

Судебных исков о защите своих прав при распространении фото или видео пока мало. Юристы объясняют это тем, что достаточно сложно доказать вмешательство в личную жизнь, определить, какой ущерб правам был нанесен, умышлено ли была собрана и распространена данная информация и для каких именно целей. Однако уже в ближайшее десятилетие количество претензий граждан к лицам, распространившим видео и фото с их участием в интернете, может резко возрасти: правовая грамотность людей повышается. Вопрос в том, окажется ли наше законодательство готовым к решению неоднозначных судебных споров.

Тайны и следствие

Одним из самых резонансных за последние годы случаев, когда удалось доказать виновность человека в незаконном сборе информации, стало так называемое дело “Слодыча”. В 2014 году бывший директор предприятия была осуждена на три года колонии общего режима за организацию незаконного изготовления и сбыта специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, и злоупотребление служебным положением в личных интересах, что повлекло причинение предприятию ущерба в особо крупном размере.

Было установлено, что директор фабрики распорядилась приобрести за счет предприятия у коммерческой фирмы специальное подслушивающее и звукозаписывающее оборудование и установить его в служебных помещениях. При этом вся информация о разговорах сотрудников аккумулировалась на компьютере руководителя, что является нарушением тайны телефонных и иных переговоров.

Ни спрятаться, ни скрыться

Сегодня в Минске более 1000 субъектов хозяйствования оборудованы локальными системами видеонаблюдения, при этом большинство систем имеют от 30 до 1000 видеокамер. Благодаря этому в городе удается раскрыть порядка 80% от всех зарегистрированных преступлений. Такие данные привел начальник отдела связи и автоматизации управления финансов и тыла ГУВД Мингорисполкома подполковник милиции Андрей Сидарков:

— В Беларуси существует перечень объектов, где установка систем видеонаблюдения является обязательной. К примеру, на территории государственных органов, в местах массового скопления граждан, на основных площадях города и в иных местах. Это общемировая практика, в той или иной форме видеокамеры устанавливают во всех странах ЕС, США, России, Китае и Японии. Основная задача видеонаблюдения — профилактика правонарушений. И с этой задачей наша система видеонаблюдения справляется: из года в год отмечается снижение количества преступлений в общественных местах. Играет роль поведенческая психология: люди понимают, что их неправомерные действия фиксируются, и в дальнейшем это может быть использовано для привлечения их к административной или уголовной ответственности. Кроме того, благодаря установке видеокамер мы теперь привлекаем меньше сотрудников милиции для контроля общественной безопасности во время массовых мероприятий.

Более 60% территории Минска уже охвачены “всевидящим оком”, позволяющим идентифицировать личность граждан в метро, определять номерные знаки автомобилей, их скорость. Сейчас цель контролирующих ведомств — максимально улучшить качество видеокамер для перехода к единой системе видеомониторинга. Соответствующий указ подписал Президент. 

Комментарий специалиста

Михаил Дернаковский, психолог, психотерапевт, коуч:

— То, что окружающее нас пространство все больше напоминает “стеклянный куб” под прицелом записывающих устройств, объясняется потребностью людей в получении информации. Кто владеет информацией, владеет миром. Исследования показывают: информированный человек более жизнеспособен и находится в большей безопасности. Кроме того, видеонаблюдение позволяет многим удовлетворить свое любопытство: как живет мой кумир, что делает. Причем кумирами не обязательно являются актеры, актрисы и певцы. Сейчас эта категория сильно расширилась, и в нее входят популярные блогеры, успешные предприниматели. Однако с течением времени, скорее всего, в социуме будет нарастать сопротивление явлению “Большого брата”. Так же, как общество начало сопротивляться интенсивному распространению фастфуда или популяризации нездоровой худобы.

Видеонаблюдение, безусловно, облегчает работу милиции. С другой стороны, в интерпретациях данных с камер видеонаблюдения и идентификации преступников тоже возможны ошибки, даже если такая идентификация проводится автоматически, без вмешательства человека-эксперта, который всегда субъективен. Многие сейчас соотносят ситуацию “сверхконтроля” с явлением, описанным в известном произведении Джорджа Оруэлла “1984”. Действительно, от правил использования видеонаблюдения зависит очень многое. Это как нож, которым можно разрезать продукты, но можно и совершить убийство. Во многих странах сейчас очень серьезно относятся к тому, что явилось источником того или иного видео. И если оно получено незаконно или вероломно, то его никогда не примут в качестве доказательств ни следственные органы, ни судебные инстанции. Также имеют значение способы сохранения и возможности заведомо вводящего в заблуждение монтажа. Современные технологии позволяют сохранять все видеозаписи, все аудиозаписи телефонных переговоров и переписок в чатах всех граждан страны на неограниченное время в относительно небольших по размеру носителях-хранилищах. И эти вопросы также должны жестко регулироваться законодательством, чтобы защищать персональные данные от необоснованного, несанкционированного использования.

infong@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter