Объект особого значения

Высокорентабельным придорожное кафе может быть лишь в одном случае: если за сутки мимо него проезжает как минимум четыре тысячи автомобилей...

Тезис о том, что дороги существуют не только для того, чтобы по ним ездить, но и чтобы на них зарабатывать, не нов. Тем не менее поднимать деньги с асфальта мы так и не научились. Пока трассы в подавляющем большинстве своем — не более чем направления, по которым двигаются автомобили. Развитой придорожной инфраструктуры как не было, так и нет. Можно проехать 50 километров и более, а за окном машины так и не появятся кафе, придорожная гостиница, станция технического обслуживания или, например, автомойка...


Впрочем, во время недавнего экспресс–путешествия по автодорогам Могилевщины кое–какие оазисы цивилизации найти мне все–таки удалось. На трассе Могилев — Гомель, неподалеку от деревни Воронино Быховского района, стоит современная заправка с полным перечнем услуг: автосервисом, душем, магазином. Вот только ночевать, если понадобится, придется в салоне авто — гостиницы или мотеля поблизости нет. Желающего вложить в ее строительство деньги пока не нашлось.


Буквально в нескольких сотнях метров от этой заправки при дороге стоит кафе «Быховчанка». Быховское райпо вложило в его строительство почти 600 миллионов рублей. Ждут, что точка общепита окупится за 3 года. Может быть... По словам администратора Натальи Хомовненко, ежедневно кафе посещают около 200 посетителей — из тех, кто проезжает по трассе. Есть и постоянные клиенты — в основном «дальнобойщики». Они даже на ночевку останавливаются на стоянке у кафе. Потому руководство райпотребсоюза уже задумалось о строительстве небольшой гостиницы.


А вот директор могилевского ООО «СФК Бел» Сергей Лазаренко сильно сомневается в том, что можно сделать капитал, занимаясь исключительно «сервисом на обочине». Он не первый год владеет кафе «Любужский замок» на трассе Могилев — Орша, километрах в двух от областного центра.


— Если честно, — откровенничает хозяин, — когда строил свой «Замок», особо не задумывался о рентабельности предприятия. Появились средства (обороты нашего ООО исчисляются миллионами долларов), и я решил вложить их в недвижимость. Однако большого дохода от кафе нет. По существующим расчетам специалистов, высокорентабельным объект придорожного сервиса может быть лишь в одном случае: если за сутки мимо него проезжает минимум четыре тысячи автомобилей. Дорог с такой интенсивностью движения на Могилевщине, за исключением участка шоссе Гомель — Минск, нет. Поэтому не удивляюсь тому, что предприниматели не стремятся развивать придорожный сервис.


И это при том, что инвесторы, занимающиеся созданием инфраструктуры у автотрасс, получают весьма солидные преференции от государства.


— Льготы существенные, — считает начальник отдела транспорта и связи Могилевского облисполкома Владимир Барботкин. — В течение двух лет со дня ввода в эксплуатацию объекты придорожного сервиса не облагаются налогом на недвижимость. Предприниматели на пять лет освобождаются от уплаты подоходного налога и налога на прибыль. Кроме того, банкам предложено ввести льготное кредитование развития придорожной инфраструктуры. Если человек, задумавший построить тот же ресторан, берет кредит в белорусских рублях, то проценты должны составлять только две третьих ставки рефинансирования Нацбанка. За валютные кредиты нужно уплатить всего 8 процентов годовых. Выгодно все это? Безусловно. Но проблема в том, что банки не торопятся предоставлять такие займы. Причина? Начинающий предприниматель не может обеспечить кредит залогом. Как правило, у него есть 10 — 20 тысяч долларов стартового капитала. И ничего больше... Банкиры не хотят рисковать средствами: а вдруг человек не сможет вернуть деньги...


К тому же построить придорожное кафе — дело не из дешевых. Обойтись летним павильоном с приткнувшимся поблизости деревянным туалетом не удастся. По нормам, утвержденным недавно Совмином, объекты придорожного сервиса должны быть обеспечены автомобильными стоянками, контейнерами для мусора, электро– и водоснабжением, канализацией, освещением. Уже одни инженерные сети — без здания — вытянут из кармана предпринимателя солидные средства. Прибавьте к ним еще затраты на стены, крышу, внутреннюю отделку... Даже небольшой ресторан обойдется минимум в полмиллиарда рублей. Откуда такая сумма у начинающего бизнесмена?


Выход тем не менее, кажется, есть. Когда общался с предпринимателями, хоть в какой–то степени связанными с придорожным сервисом, услышал несколько небезынтересных идей. Одна из них — «привязать» объекты, которые должны появиться вдоль автодорог, к крупным успешным фирмам. Вариант вроде того, когда отстающий колхоз «на буксир» берет передовое хозяйство. Еще один способ — создать что–то похожее на ипотеку: чтобы будущие придорожные объекты являлись залогом при получении кредита. Тогда банки будут более охотно (и с меньшим для себя риском) кредитовать неразвитую пока сферу бизнеса.


Впрочем, все это теория. На практике же получается, что тот, кто хочет развивать придорожный сервис, не имеет возможности. Те, кому это по силам, не горят желанием. А всем путешествующим на автомобилях по нашим дорогам только и остается, что класть на заднее сиденье авто «тормозок» с несколькими бутербродами да термос с чаем. И при этом завидовать белой завистью соседям–россиянам. Когда летом ехал от Смоленска в Москву и затем — в Тулу, всю дорогу слепили глаза зазывающие вывески кафе, ресторанчиков, мотелей. У них почему–то получается развивать придорожную инфраструктуру. А когда получится у нас?

 

Каждому — свой кусок пирога


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter