Началась реконструкция самой старой послевоенной бани Минска на улице Богдана Хмельницкого

Объект № 1

Вчера рядом со зданием нашей редакции работал экскаватор — он ломал старые стены. Так не совсем обычно началась реконструкция самой старой послевоенной бани Минска.


Официальной датой рождения бань на территории нашей страны можно считать 1499 год. В грамоте на Магдебургское право городу Минску отдельным пунктом было записано: «Имеют также (меняне) возможность построить общественную баню там, где выберут подходящее место». 

Много воды утекло за 520 лет… Столичные бани открывались, закрывались, а народная любовь к ним крепла от поколения к поколению. Куда‑куда, а в бани всегда были очереди. Поэтому, когда в 1954 году на улице Б.Хмельницкого возвели первую послевоенную баню на 200 мест, минчане и гости столицы восприняли это с радостью и облегчением. Трудно подсчитать, сколько именно людей за время существования бани № 1 побывало здесь. Но то, что несколько поколений, — это точно. 

Непростые времена на Хмельницкого, 12 наступили в декабре 2015 года, когда воду перекрыли, а печи перестали топить. Еще через полтора года легендарную баню законсервировали. Коренные парильщики погрустили и перебазировались в ближайшие заведения: кто на ул. Можайскую (баня № 12), кто в «Лазню» на ул. Марьевской, а кто в баню № 8 на Веры Хоружей. Постепенно народная тропа стала сюда зарастать. А скоро и время размыло интерес к 65‑летней баньке. Стоит себе с заколоченными фанерой окнами и под замком ну и стоит… 22 августа 2019‑го над зданием поднялись тучи пыли и раздался грохот: огромный экскаватор стальным ковшом безжалостно крушил кирпичные стены. Еще вчера, казалось бы, забытая всеми баня вдруг стала такой родной и нужной. Переживать стали даже те, для кого слово «веник» вызывает ассоциацию исключительно с метлой для уборки. По городу поползли слухи: «Конечно, такой лакомый кусочек! Опять какой‑нибудь торговый центр откроют!», «Еще офисов понастроят…», «А я ведь сюда с отцом‑фронтовиком ходил», «Определенно многоэтажку строить будут…» Кривотолки усугублялись и тем, что на возведенной металлической ограде не было никакой информации о дальнейшей судьбе заведения. 

К концу 2020 года баня № 1 должна распахнуть двери для посетителей. Город хочет сохранить для нее статус народной.

Наша газета в марте 2018 года писала о непростой жизни бани № 1, и тогда главный инженер УП «Городские бани» Владимир Демьяненко рассказал о радужных перспективах. По планам здесь должен был появиться банно‑оздоровительный комплекс с бассейном, джакузи, гидромассажными пушками и т.п. От прежней бани останутся только фасадные стены: внутри снесут почти все. По замыслу архитекторов на первом этаже комплекса разместятся тренажерный зал, кафе на 50 мест и бильярдная зона. Второй этаж займут мужское и женское банные отделения на 35 мест каждое, два «люкса», кабинеты массажа, парикмахерская. Но самое интересное, с гордостью рассказал тогда Владимир Демьяненко: «Здесь появится бассейн из нержавеющей стали!» У всех появилась надежда, что однажды на Хмельницкого, 12 вновь сойдутся стихии огня и воды. 

Начавшийся здесь вчера капремонт — явление хоть и чрезвычайно хлопотное, но временное… Насколько? Об этом нам рассказал заместитель начальника главного управления потребительского рынка Мингорисполкома Юрий Натычко: «Хочу успокоить всех! Планы не изменились, все, что задумывалось, — будет выполнено. Если не возникнет проблем со строительными организациями и проектировщиками, то к концу 2020 года баня № 1 распахнет свои двери для посетителей. Особо хочу отметить тот момент, что город хочет сохранить для этой бани статус народной. Здесь не будет золотой лепнины и мраморных статуй, но она будет добротной и доступной».

Признаться, для меня баня № 1 — это нечто большее, нежели место, где можно помыться. Именно сюда в далекие семидесятые годы меня, пятилетнего мальчишку, впервые привел отец. Попав в парилку, я с ужасом смотрел на людей, нещадно хлеставших себя вениками на верхних полках… Детский разум не понимал, как это возможно? Ведь даже у дверей стоять невыносимо… А они там, в пару, страшные и фантастически сильные… А потом в буфете мы ждали маму, и я стоял в толпе раскрасневшихся от пара мужчин и смотрел, как они пьют пиво. Последнее я не полюбил, но вот баня с тех пор стала важной частью жизни. И, надеюсь, не только моей. Как только баня № 1 вновь распахнет двери, я приведу сюда младшего пятилетнего сынишку. 

usachev@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter