Военная и послевоенная история агрогородка Лука Кобринского района

Объединенные «Дружбой»

ИЗ Кобрина до агрогородка ехать не менее 35 минут. Председатель Остромичского сельисполкома Валентина Волосюк успевает кратко описать все деревни, через которые мы проезжаем. В очередной раз убеждаюсь: что ни район, то своя уникальная история, и она, однозначно, выходит за рамки страниц районных книг «Память».

«В 1979 году начали строить животноводческий комплекс «Зосино», сдали его в декабре 1980-го. Довезли новое поголовье пород лимузин и мен-анжу, прибыль шла хорошая. Племзавод был нашей гордостью, мы все объединились вокруг «Дружбы».

МЕСТА на Кобринщине красивые. Рельеф, если сравнить с Витебщиной или с тем же Логойским районом, например, ровный, как лист бумаги. За несколько километров видно, что впереди. Поэтому первое, что бросилось в глаза при подъезде к агрогородку, — белый храм с пятью синими маковками куполов. Валентина Павловна пояснила: «Церковь Святого апостола и евангелиста Луки построена и освящена 31 октября 2007 года».

Немного истории. По одной из версий, деревня раньше называлась Лунка, от балтийского термина «болото», «мокрое место». Неудивительно, ведь еще несколько десятков лет назад здесь стояли непроходимые болота. И сегодня большинство земель хозяйства составляют торфяники. В 1897 году в Луке 229 жителей и 28 дворов. Освобождение от Польши к жителям Кобринского района пришло в конце сентября 1939 года. Тогда же в Луке создали временный сельский комитет, куда вошли Петр Жаворонок, Иван Зеленко и Иван Селивончик. С 5 июля 1940 года деревня стала относиться к Илоскому сельсовету Антопольского района. Накануне Великой Отечественной войны Лука насчитывала 399 жителей, сельсоветом руководил Ананий Зарецкий.

Председатель Остромичского сельисполкома Валентина ВОЛОСЮК.
Машину Валентина Петровна припарковала у дороги. На противоположной стороне от храма — мемориальный комплекс со стеной-барельефом и плитами с именами погибших в годы войны односельчан. Почему-то сразу обратила внимание на высокий столб с пустым гнездом аистов в нескольких метрах от него. Необычное место выбрали, это какой-то символ победы жизни над смертью. Птицы улетели на зимовку, но каждую весну прилетают и выводят птенцов. На местном диалекте их называют «бусынятко» и говорят: «Дэ бусэнь посылывся, то туй сым’і завшы шыхуе». Осень 1943-го стала для сельчан последней страшной страницей далекого прошлого…

В ЛУКЕ немцы появились на третий день войны, остановились в школе, за которой сразу же разместили лагерь для советских военнопленных, где находилось около 300 человек. Жители как могли их подкармливали вареной свеклой, картошкой, яйцами… Весной 1943 года пленников вывезли в Ивацевичи. Для сельчан ад начался сразу. Еще в 41-м фашисты расстреляли несколько семей, периодически отбирали у людей продукты. Как-то «оброк» не успели собрать, тогда для «придания ускорения» на несколько часов на снег вывели босоногих деток, наставив на них пулеметы. Продукты собрали, жизни ребятишек были спасены.

Ольга Романовна Петрукович, пережившая трагедию деревни в 12-летнем возрасте, вспоминала:

— В начале осени 1943 года полицаи приехали к нам за живностью, об этом узнали партизаны, окружили Луку и застрелили предателей. Спасся только один, он-то и пожаловался немцам. Сельчане предчувствовали беду, ушли в лес. Остались только четыре старые женщины, на них первых выместили свою злость эти звери, вдобавок сожгли половину хат. Через месяц каратели снова нагрянули в деревню. Людей угнали в Кобрин. Одних отправили в Германию, других вывезли и расстреляли рядом с дорогой.

По данным Национального архива Беларуси, тогда было убито 30 человек. В «Объяснительной записке партизан о причиненном ущербе и зверствах в Антопольском районе» говорится о самом, на мой взгляд, неприятном моменте: среди полицаев, по вине которых погибли люди в Луке, были жители близлежащих деревень. Они пережили и это предательство. Каратели сожгли оставшиеся дома, не тронули только школу. Но и ее потом уничтожили при отступлении. Деревня горела трижды, окончательно превратившись в пепелище. Крестьяне искали приюта в деревнях Рожок и Буды соседнего Дрогичинского района. Ютились по 15 человек в одной хате, голодали. Домой вернулись в 1944-м, но не было даже признаков дворов. Строили временные шалаши, на зиму — землянки.

В 1974 году на здании клуба появилась мемориальная доска в память о мирных жертвах, а 9 мая 1991-го открыли мемориальный комплекс. Всего в Кобринском районе каратели уничтожили 3767 жителей и сожгли 1693 дома. В Военно-историческом музее имени Александра Суворова в Кобрине постоянно работает выставка «Не гаснет памяти свеча», посвященная теме сожженных деревень.

Хоровой коллектив племзавода «Дружба», 1980-е годы.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ Остромичского сельисполкома Валентина Волосюк проводит обзорную экскурсию по агрогородку. Центральная улица — 22 Апреля, название сохранила еще с советских времен. Есть Комсомольская, Молодежная… За 2005—2009 годы здесь построили около 20 коттеджей, появились улицы Таежная, Луговая, Тополиная. В Луке проживают 567 человек. Из них 76 — ниже трудоспособного возраста и 155 — старше.

В школе, к нашему сожалению, были каникулы. Директор Елена Михновец и Иван Лешик ведут этнографический уголок «Белорусская хатка», открывшийся в 2005-м. До 1975 года в деревне была начальная школа, где учились 27 человек. Остальные классы ездили за 8 километров в Шеметовку. Детей учили в обычном доме, во второй половине которого жила учительница. По решению исполкома построили двухэтажную школу. Сначала в нее ходили дети из Луки и Зосино. После присоединения в 2014 году Шеметовской школы добавились Шеметовка, Запруд, Березно и Плянта. В нынешнем учебном году ее посещают 79 учеников.

Бывшие руководители «Дружбы» Николай ГРИНЕВИЧ и Александр ЮРЕНЯ, 1980-е годы.

Лукские ясли-сад открыли в том же 1975-м. С заведующей Татьяной Клебанович разговариваем вполголоса, у детишек дневной сон. Группа одна, разновозрастная, 23 воспитанника.

Местный Дом культуры возглавляет Оксана Лис. Деревянное здание старого клуба когда-то перестроили под частное жилье, новый ДК возводился в одно время с животноводческим комплексом в Зосино, в конце 1970-х.

На строительстве животноводческого комплекса в Зосино, 1970-е годы.

— Из местных старожилов практически никого не осталось, если только Ольга Романовна Петрукович. Конечно, живы те, кто работал на нашем племзаводе, видел, как расцветала и росла деревня.

Ольга ПЕТРУКОВИЧ.

Один из них — Василий Андреевич Лещинский. Он пришел в местный совхоз «Дружба» в 1975 году:

— Я был главным зоотехником. В середине 1970-х открыли новую свиноферму на 5 тысяч голов. В 1979-м из Франции привезли 700 голов нетелей мясной породы шароле. У нас производили витаминно-травяную муку, а она ценилась дорого. Одна тонна стоила, как 4 тонны комбикорма, поэтому у хозяйства были деньги. В те времена надаивали более 3 тысяч килограммов молока от коровы. Поголовье поставили на ферму в урочище за деревней Быки. Позже построили рядом еще два небольших сарая. Но как это место назвать, не могли придумать. Я слышал, что когда-то там жила пани по имени Зося. Вот и появилось новое название — Зосино. В 1979 году начали строить животноводческий комплекс «Зосино», сдали его в декабре 1980-го. Довезли новое поголовье пород лимузин и мен-анжу, прибыль шла хорошая. В Луке построили детский сад, Дом культуры, школу, столовую, магазин. Племзавод был нашей гордостью, мы все объединились вокруг «Дружбы».

Библиотекарь Нина Петрукович делится своими «архивами», показывает старые черно-белые снимки:

— Это наш первый директор племзавода «Дружба» Николай Кириллович Гриневич. Бывший партизан, ветеран Великой Отечественной, освобождавший Польшу. У него было много наград. В 1979 году его сменил Александр Станиславович Юреня, руководил до 2001-го. Уже в солидном возрасте защитил диссертацию, стал кандидатом сельхознаук. При нем в Луке заасфальтировали улицы, выкопали озеро, где мы любим отдыхать. Он ездил за границу, перенимал опыт по разведению племенного крупного рогатого скота, потом внедрял его в «Дружбе». Был награжден орденом «Знак Почета», медалью ВДНХ, Благодарственным письмом Президента.

Учитель физкультуры Иван ЛЕШИК и директор школы Елена МИХНОВЕЦ.

ДАЖЕ в первые послевоенные годы жизнь сельчан значительно изменилась. Деревню отстроили заново, сселили хутора. Колхоз имени Карла Маркса в Луке создали в августе 1949-го, им руководил Иван Антончик. В 1968—1970 годах на местных «польских болотах» провели мелиорацию, а 22 апреля 1969-го в деревне основали совхоз «Дружба». В его состав передали земли совхозов «Прогресс» и «Березовский» Березовского, совхоза «Линовский» и колхоза имени Чапаева Пружанского районов. В 1973-м с «Дружбой» объединилась бригада деревни Старая Темра колхоза имени Энгельса Дрогичинского района. Хозяйство, которое в то время возглавлял Николай Гриневич, специализировалось на мясо-молочном производстве. В 1978 году совхоз переименовали в племсовхоз, а в 1983-м — в племзавод «Дружба». Через 4 года присоединили СПК «Шеметовка». Выращивали свиней, но главное — мясной КРС.

Деревня прочно встала на ноги, работали 2 магазина, почтовое отделение, Дом культуры, библиотека, детсад, средняя и музыкальная школы, амбулатория, столовая и КБО. Во все дома подвели воду и газ. В 2009 году Лука получила статус агрогородка. Последние годы строительство жилых домов прекратилось, пока на это не хватает средств.

В разное время «Дружбой» руководили Иван Кужко, Игорь Ничингер, Денис Кулеша… На момент моего приезда племзаводом руководила Марина Быкова. С декабря 2018 года обязанности директора КСУП «Племзавод «Дружба» исполняет Виталий Дмитраница. Общая земельная площадь хозяйства — 5385, сельхозугодий — 4616 гектаров. На предприятии работают 154 человека. До сих пор здесь разводят и выращивают специализированные мясные породы крупного рогатого скота черно-пестрой породы, шароле и лимузин.

СПРАВКА «СГ»

Расправы над мирным населением деревень Кобринщины начались в сентябре 1942 года. Вместе с жителями сожгли Каменку, Борисовку. Горе пришло в Черевачицы, Луку, Антополь, Речицу, Борки, Новоселки, Кустовичи… Деревня Орел так и не восстановилась. В Кобринском районе каратели уничтожили 3767 жителей и сожгли 1693 дома.

chasovitina@sb.by

Фото автора и из архива Лукской библиотеки
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter