Человек может отказаться от многих излишеств, но есть ему надо каждый день. Поэтому спрос на продукты питания массового потребления достаточно стабильный. Конечно, дефицита, когда покупатель сметает с полок их подчистую, невзирая на цену, нет ни на одном платежеспособном рынке. Нарастив производственные мощности переработки, белорусские пищевики сегодня обнаружили: проблема не столько произвести, сколько красиво упаковать товар, продвинуть его в торговле, оригинально преподнести покупателю… «Один из основных недостатков – еще не научились хорошо продавать», — заметил Премьер-министр Михаил Мясникович во время посещения выставки «Продэкспо». Но есть и много положительного: ассортимент отечественной продукции расширяется, качество выходит на мировой уровень.

«Есть все основания утверждать: импортная составляющая вскоре уменьшится не в ущерб покупателю», — уверен руководитель правительства. Это не означает тотальное истребление импорта в рознице. Право на потребительский выбор – неприкосновенно. И проблема не в присутствии импортных торговых марок на магазинных полках: они должны подогревать конкуренцию, заставлять двигаться отечественных производителей. Но доля импорта не должна зашкаливать. Если это происходит, надо разбираться в ситуации по каждому конкретному сегменту, изучать ситуацию: то ли родная промышленность недорабатывает, то ли зарубежные корпорации используют не совсем красивые правила игры. Михаил Мясникович сказал откровенно: цель посещения выставки не кого-то критиковать, а детально проанализировать ситуацию, выявить узкие места, чтобы их устранить.
Скажем, производители макаронных изделий: за последние два года нарастили объемы, модернизировались, отработали технологии, и доля импорта уже снизилась с 80 до 33%. Это тоже много, но «сразу переключить потребителя на другую продукцию тяжело, необходимо еще некоторое время», — справедливо заметил заместитель Премьер-министра Михаил Русый. Увы, элитные спагетти выпускать пока мы не можем. Для этого нужна особая мука, но пшеница таких сортов у нас не растет. Михаил Мясникович предложил подумать, а не закупать ли небольшие объемы импортного зерна для производства элитных макарон? Главное — просчитать экономику: премиум-продукции продается немного, чтобы окупились затраты на закупку специальных мельниц для помола «специальной» муки.
Некоторые наши компании уже научились конкурировать на равных с мировыми китами пищевой индустрии их же маркетинговым оружием. Например, долгие годы прикассовые зоны в магазинах оккупировали батончики Mars, Snickers и их собратья: наши кондитеры практически не выпускали такие сладости. Сейчас же изобрели целую линейку. В том числе с мюсли: здоровое питание – мировой тренд. И позиции грандов сразу пошатнулись. Они уже готовы размещать заказы на белорусских предприятиях в обмен на наши полки. Но председатель концерна «Белгоспищепром» Александр Забелло, при всем уважении к потенциальным партнерам, уверен: бросаться в кооперацию, как с головой в омут, не стоит. Зарубежные инвестиции – отлично. Но надо интересы своей отрасли стратегически просчитывать. По мнению руководителя концерна, разумно крупные корпорации ориентировать на создание у нас собственных производств. Может, внутренний рынок и не очень большой, но есть же Евразийское экономическое пространство. Пускай используют эти возможности и строят мощности с учетом потребностей России и Казахстана.
Тема защиты внутреннего рынка и развития экспорта обсуждалась почти возле каждого стенда. Выигрывать отечественным пищевикам даже у себя дома становится все сложнее. Особенно после рекордного падения курса российского рубля. Рынок РФ потерял статус премиального, и соседние производители, да и импортеры активизировались на белорусских просторах. Конечно, валютный кризис у соседа – явление временное и преходящее. Но, по мнению генерального директора ОАО «Гродненская табачная фабрика» Юрия Чернышева, должна быть выработана четкая государственная политика по защите собственной товаропроводящей сети от поглощения импортными игроками. В России, Украине, Казахстане, других странах оптовое звено по самым маржинальным товарам подмяли под себя крупные оптовики-монополисты. И сегодня уверенно снимают сливки, держа и производителей, и розницу на голодном пайке. Кстати, один из международных оптовых операторов уже зашел в нашу страну и быстро стал третьим по объему оптовой торговли некоторыми товарами. Если большие торговые компании развернутся на полную катушку, белорусские производители могут вообще не пробиться на полки через их заслоны. Александр Забелло проблему видит и полагает, что резко активизироваться надо и торговле, и заводам, объединять усилия. В любом случае, полностью терять государственный контроль над движением товаров недопустимо.
volchkovvv@mail.ru