Актера Петра Алейникова не забывают на его малой родине - в деревне Кривель Шкловского района

Обаяние советской киноэпохи

Многие фильмы с участием популярнейшего в 1930—1960-е годы киноактера Петра Алейникова в деревне Кривель Шкловского района наверняка знают наизусть. Их здесь часто “крутят”. Да и как не “крутить”? Именно в этой деревеньке 12 июля 1914 года и появился на свет будущий кумир советского экрана. “Семеро смелых”, “Трактористы”, “Большая жизнь” — это уже давно классика, на которой воспитывалось не одно поколение. Всего же на счету Петра Мартыновича более 40 ролей в кино. Не забыли в Кривеле отметить и 102-летие со дня рождения знаменитого земляка. На этой неделе сюда съехалось много гостей.


Он родился в бедной семье, в которой было шестеро детей. В небольшом деревянном домишке с желтыми ставенками, где жили Алейниковы, много лет назад открылся музей актера. До 1962 года в Кривеле жила мать Петра Мартыновича, и он регулярно приезжал к ней. Местные старожилы до сих пор помнят, сколько радости приносили им эти визиты. Директор дома-музея Алейникова Юрий Махорин рассказывает:

— Он был очень веселым, приветливым со всеми. Я это знаю по словам моих родных, односельчан. Наши старожилы хорошо помнят, как однажды Алейников приехал со своим другом, актером Борисом Андреевым на голубенькой “Победе”. Деревенские дети в ту пору, а это было в начале 1960х, не то что актеров, машин в глаза не видели. Петр Мартынович долго, с упоением рассказывал им, как снимается кино. Они слушали, разинув рты.

Алейниковых хорошо знала и бабушка местной жительницы Татьяны Рыдановой, портниха, обшивавшая несколько деревень:

— Вспоминала, как придет снимать мерки с маленького Петьки, а он — прыг на сундук и ну плясать, кривляться. И все приговаривал: “Я — артист!” Так его в деревне и звали. Тогда и подумать никто не мог, что он и в самом деле станет артистом...

Пете было 6 лет, когда его отец во время лесосплава угодил в ледяную воду и умер от воспаления легких. В одиночку мать не могла прокормить шестерых детей, поэтому отправила Петю с сестренкой просить милостыню. Катя вернулась в деревню через год, а Петя бродяжничал, пока хорошие люди не помогли устроить его в Шкловскую спецшколу для детей-сирот. Он еще долго скитался по интернатам, приютам и коммунам. Учился хорошо, в свободное время очень любил смотреть кино. В Шклове сдружился с киномехаником, помогал ему “крутить” в парке фильмы, пародировал артистов. Однажды так удачно изобразил местного батюшку, что тот благословил мальчишку: “Быть тебе известным актером!” И вручил ему первый “гонорар” — червонец.


После школы Алейников подал документы в Ленинградский институт сценических искусств. Педагоги на прослушивании так увлеклись его игрой, что напрочь забыли о других поступающих, томившихся за дверью. Их были тысячи, а приняли только 40 человек. В том числе и Петю.

...В доме-музее Алейникова в Кривеле много фотографий с его изображением. В 1998 году их привез на открытие дома-музея сын Петра Мартыновича Тарас. Впоследствии он бывал тут не раз. Подарил книги, отцовские рисунки, копии которых тоже есть в экспозиции. Алейников хорошо рисовал. На одном из набросков — старик с длинной бородой и размашистая подпись: “Тарасу”. Этот рисунок актер подарил сыну на 20-летие: “Таким ты будешь в 70 лет”. Тогдашнему директору Кривельского музея Тарас признался:

— Я нашел этот эскиз спустя много лет. И изумился, какое поразительное сходство!

Нынешний директор Юрий Махорин признается:


Фото Александра Рыбакова
— Очень жаль, что Тараса уже нет в живых. Дочь Алейникова Арина пошла по стопам отца, снималась в кино. В частности, сыграла пионервожатую в фильме “Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен”. Мы пытались ее разыскать. Еще когда отмечали 95-летие Петра Мартыновича, писали в Москву, даже на передачу “Жди меня”, но ответа так и не получили. А ведь ее тут многие помнят. Петр Мартынович часто привозил Аришу, еще маленькую, на лето к своей маме. Случалось, она задерживалась дольше, даже первую четверть в местной школе успевала окончить.

79-летняя жительница деревни Станислава Давидович (в девичестве Чемрук) говорит, что до сих пор мечтает увидеться с Ариной, ведь в детстве они были лучшими подругами. А виделись последний раз в далеком 1973-м...

Впрочем, родня Петра Алейникова по сей день живет на Могилевщине. К сожалению, его племянника Александра Иосифовича недавно не стало. Из Могилева приезжает племянница Валентина Иосифовна. А в Кривеле живет еще один племянник — Николай Николаевич. Он хорошо помнит, как не раз ходил со знаменитым дядей на охоту на зайцев, на рыбалку...

В Кривель на экскурсии приезжают дети и взрослые не только из Шкловского и других районов Могилевщины. Здесь бывает немало украинцев, россиян. До полусотни туристов в месяц. По словам директора музея Юрия Махорина, россияне часто удивляются, увидев и этот дом, и фотографии Алейникова: “Мы-то до сих пор считали, что он наш, русский!”. И оставляют отзывы в музейной книге. Вот один из них: “Спасибо, что так трепетно храните память о великом актере. Обязательно приедем сюда еще раз. Семья Коноваловых, город Королев, Московская область”.

А вот что рассказал глава семьи Штейнбрехер из Германии:

— На Шкловщине, в Кривеле, мои корни. Я приехал, чтобы узнать больше о своих предках. И был очень удивлен, обнаружив, что отсюда родом один из моих любимейших актеров — Петр Алейников.

Несколько лет назад в Кривель приезжали москвичи — снимать документальный фильм “Петр Алейников. Неправильный герой”. К 102-летию со дня рождения актера дом-музей, хранящий память о “неправильном герое”, облагородили: поставили новый забор вокруг него, сделали косметический ремонт внутри. Появилась и новая экспозиция, включающая уникальные снимки актера с кинопроб. Кстати, Петру Мартыновичу, который не имел звания народного, но имел народную любовь, еще при его жизни — в 1939 году — поставили памятник в Голливуде. А в прошлом году памятник в его честь установили и в Шклове. Как знак того, что “своего Петю” тут любят и помнят.

Интересные факты из биографии Петра Алейникова


  • На один из приемов по случаю выхода фильма с участием Петра Алейникова и Бориса Андреева их самих почему-то не пригласили. Но закадычные друзья туда явились — в одних трусах, перемазанные чернилами. А на съемках в Киеве они слегка перебрали на банкете и устроились на ночлег в... витрине мебельного магазина на Крещатике. Наутро изумленные прохожие наблюдали своих кумиров, мирно посапывающих за стеклом на дорогих кроватях.

  • Хирург Иван Глотов, лечивший Петра Мартыновича в кремлевской больнице весной 1965-го, где актер провел последние часы жизни, вспоминал: “Сначала мы вырезали ему одно легкое, пораженное раком, но потом опухоль перекинулась на второе... Заглянули как-то к нему в гости Крючков с Андреевым. Я прихожу в палату — койка Алейникова пуста. Всю больницу на уши поставил, спускаюсь в подвал, а он там напился с шоферней и на столе пляшет!..”

  • Режиссер фильма “Утоление жажды” Булат Мансуров как-то в интервью передал журналистам слова медиков, что печень у Алейникова совершенно здорова. И от себя добавил: “Просто он легко пьянел от одной-двух рюмок, вот и давал повод для сплетен”. Так или иначе, но в последние годы жизни Алейникова почти не снимали, а если и приглашали, то чаще на эпизодические роли. Осторожничали: вдруг подведет? И все же дали драматическую роль Марютина в “Утолении жажды”, и она ему удалась. За нее Алейников получил (посмертно) приз на Всесоюзном кинофестивале. Незадолго до смерти он попросил Мансурова не менять рабочее название картины. Сказал: “Этот фильм — утоление моей актерской жажды...”

  • Петр Мартынович Алейников умер 9 июня 1965 года. Ему было всего 50 лет. Есть такая легенда. Когда он ушел из жизни, его отказывались хоронить на Новодевичьем кладбище. Борис Андреев, неизмеримо больше обласканный властью, узнал об этом и немедленно отправился в ЦК. “Вот, — говорит, — какое дело: Петя-то Алейников перед смертью мне говорил, что мечтает лежать на Новодевичьем. Так уж нельзя ли?” — “Никак нельзя, — ответили ему. — На Новодевичьем положено только народным артистам СССР, да хорошо бы, чтобы лауреат Госпремий и Герой Соцтруда... А ваш Алейников был только заслуженным артистом РСФСР!” Тогда Андреев грохнул по столу огромным кулачищем: “А я помру — меня куда снесут? На Новодевичье? Так вот, официально требую: положите Петьку в мою могилу, а меня уж — хоть под забором!..” В итоге Алейникова действительно похоронили на Новодевичьем. А для БэФэ (так называли Бориса Федоровича Андреева друзья), которого не стало несколько лет спустя, места там уже не нашлось — его “отнесли” на Ваганьковское.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter