оБАЯНие ПЛАНЕТЫ

Лучший баянист мира Владислав ПЛИГОВКА рассказывает, насколько его успех зависит от пальцев, отчего музыканты боятся радикулита и почему баян за 7 тысяч евро – это недорогоКаждый год мы с трепетом наблюдаем за тем, как участники от Беларуси готовятся к «Евровидению». Болеем за наших на очередной «Фабрике звезд». Обсуждаем шансы белорусских конкурсантов на «Новой волне». Будто это и есть вся музыка. Между тем в стране немало пианистов, скрипачей, виолончелистов, которые побеждают на престижных международных конкурсах. К сожалению, успехи «классиков» чаще всего остаются за пределами нашего внимания. Хотя, поверьте, выступление инструменталиставиртуоза может доставить не меньше удовольствия, чем номер любой эстрадной звезды.

Владислав Плиговка в свои 22 года считается лучшим баянистом мира. Уроженец Полоцка выиграл практически все крупнейшие конкурсы. Последнее его достижение — победа в баянном чемпионате мира, который традиционно проходит в Шотландии. Афиши с его именем в Беларуси мало кто видел, при этом третьекурсник Белорусской академии музыки побывал с сольными концертами более чем в 20 странах. Недавно Владислав вернулся с крупного конкурса в Греции. Полоцкий виртуоз ездил туда уже не как участник, а как член жюри. Такие молодые судьи нашу страну еще не представляли. Сразу после возвращения с Эллады музыкант встретился с корреспондентом “НГ”.
Отбил клавиши в пианино и стал баянистом
— Почему стал играть именно на баяне?
— Это был очевидный выбор, потому что и папа, и мама у меня баянисты. Более того, мама родом из Тульской области, которая считается родиной баяна. Я начал заниматься с пяти с половиной лет. Поначалу проявлял больший интерес к пианино. До клавиатуры руками, правда, не доставал, поэтому колотил по ней пластиковым молоточком. В итоге отбил края всех клавиш. Родители меня отругали, но поняли: надо что-то делать. Тогда отец начал учить меня игре на баяне. Обрезал в стуле ножки, чтобы я доставал до пола, где-то раздобыл маленький инструмент... Но через полгода я стал очень неусидчивым. Отец решил, что дело так не пойдет, и передал меня Михаилу Ивашкину — известному в Советском Союзе специалисту.
— И каковы были успехи?
— Михаил Иванович стал обучать меня технике игры, которую многие осваивают на первом курсе музыкальных училищ. В семь лет на международном фестивале в Санкт-Петербурге я полностью сыграл “Детский альбом” Чайковского, состоящий из 24 пьес. Выступление длилось больше часа, многие слушатели были в шоке. То, что альбом называется “Детским”, вовсе не значит, что он прост в исполнении. В нем собраны пьесы на все виды техники, поэтому их можно отыскать в репертуаре даже всемирно известных  музыкантов. Обычно ученики в течение полугода разучивают к экзамену одну-две пьесы.
Заниматься можно и 14 часов в день
— Специалисты называют тебя музыкантом-виртуозом. Возможно, у тебя нестандартные пальцы?
— Особенности телосложения, которые помогают музыкантам, — все это миф. Мастерство достигается большим трудом. К примеру, с рождения у меня не было абсолютного слуха, но я сумел его развить. Хотя, понятное дело, многое зависит от способностей.
— Свои руки бережешь?
— Не играю в травмоопасные для музыканта игры — волейбол, баскетбол. А вот футбол люблю.
— Сколько часов в день ты занимаешься?
— В детстве у меня было огромное желание побеждать на всех конкурсах. И я занимался по семь часов в день. А когда готовился к “Клингенталю” — этот конкурс проходит в Германии и считается едва ли не потолком для баяниста, — сидел с баяном по 14 часов в день. Мне тогда было всего одиннадцать лет (кстати, “Клингенталь” в разные годы Владислав выиграл во всех возрастных группах. — О.Г.).
— У баянистов есть профессиональные заболевания?
— Многие страдают переигрыванием рук. Такая болезнь возникает у тех, кто занимается много и неправильно. В результате происходит защемление некоторых мышц, и люди не то что играть, но даже пальцами двигать не могут — у них сразу начинает болеть рука. Некоторые музыканты завершают из-за этого карьеру. У нас в стране еще не разработана система лечения такого заболевания. Многие страдают от болей в спине. Среди баянистов есть такая шутка: что заработал? — радикулит! Каждый музыкант должен быть в какой-то степени спортсменом.
Мечта ценою в 20 тысяч евро
— Расскажи об инструменте, на котором играешь.
— У меня баян “Зонта”, сделанный в Молодечно. Я очень благодарен этой фирме, потому что она предоставила мне большую скидку. Баян стоит 7 тысяч евро, и это недорого. Классные баяны, на которых играют зарубежные музыканты, стоят от 15 до 25 тысяч евро.
— А белорусский, стало быть, не классный?
— Производство музыкальных инструментов — очень сложный процесс. Западные фирмы нарабатывали традиции десятилетиями. У них есть секреты в силе звука, его качестве. Мой баян хорош для тренировок, а вот выступать на конкурсах с ним непросто. Я, если честно, мечтаю об итальянском инструменте. Правда, его стоимость 20 тысяч евро. Итальянцы предлагали мне 50-процентную скидку, но и 10 тысяч для меня очень большие деньги. Почему не дадут бесплатно? Возможно, будь на дворе другие времена, могли бы и дать в рекламных целях. Но кризис затронул всех. И такие большие скидки тоже редко кому предлагают.
— Баяны стоят недешево. Наверное, воры проявляют к ним большой интерес.
— Такое бывает. У известного российского баяниста Романа Жбанова, ныне живущего во Франции, украли два баяна. Чаще всего инструменты пропадают в музыкальных заведениях; когда я учился в Новополоцке и Витебске, подобные вещи случались. Хотя украсть баян непросто. Он весит около 12 килограммов.
— Что насчет нечестной конкуренции?
— Ремни подрезать могут запросто, поэтому баян должен быть всегда на виду.
Мне нравится жить в своей стране
— Ты объездил с гастролями более 20 стран. Какая запомнилась больше других?
— Австралия. Именно там я почувствовал силу океана. От него исходит такая мощь, что любое море кажется родной мамой. А еще австралийцы — очень мирные люди. На Зеленом континенте давно не было войн, и местные вообще не знают, что это такое. Если кого-то случайно зацепишь, так перед тобой еще и извинятся.
— Баянисты — обеспеченные люди?
— Многое зависит от страны. Например, в Португалии музыканты по уровню зарплат находятся на лидирующих позициях, обгоняя даже банкиров. В Китае тоже сейчас подъем. Туда приглашают известных исполнителей, педагогов, предлагают им солидные деньги. Интерес к музыке в Поднебесной очень высок. В музыкальных школах конкурс 50 человек на место, а когда я давал концерт, зал на две тысячи мест был заполнен до отказа.
— Каким образом зарабатывают музыканты?
— Кто-то за счет концертной деятельности. Мне, если честно, такой вариант очень нравится. Правда, чтобы стать по-настоящему известным музыкантом, надо не только быть хорошим исполнителем, но и вложить много денег в раскрутку. Другие зарабатывают деньги преподаванием. На Западе ученик за час занятий с классным специалистом платит около 50 евро в час. А учеников таких может быть больше десятка.
— Тебе, случаем, не предлагали за границу переехать?
— Еще когда был студентом музучилища, несколько раз звали в Германию, Китай, Португалию. Да и сейчас есть предложения.
— И сколько готовы платить?
— От двух тысяч евро.
— Почему же тогда не переехал? Испугался языкового барьера?
— Конечно, трудности с языком могут возникнуть, однако музыка — это интернациональный язык, который все понимают. Так что проблема не в этом. Во-первых, я хочу завершить свое образование. Во-вторых, мне нравится жить в своей стране. Но если я окончу академию и здесь у меня не будет перспектив, о переезде придется задуматься.
Выиграл один конкурс — появились деньги на следующий
— Расскажи о выступлении на чемпионате мира.
— В Шотландии соревновались 30 баянистов. Во всех странах, кроме нашей, проходил национальный отбор. От Беларуси на конкурс мог ехать кто хочет и, главное... кто может. Потому что ехать надо за свой счет. Успешное выступление на одном конкурсе позволяет заработать деньги для участия в следующем. Я так и “катаюсь”. Сам оплачиваю проезд, заявочный взнос, проживание, питание и все остальное. Чемпионат длился неделю, призовой фонд составлял полторы тысячи евро. Помимо этого победитель конкурса получает содействие в организации концертов в разных странах, что тоже дает возможность заработать.
— Распределение тебе не грозит?
— Как стипендиат президентского фонда, я вправе сам выбирать место работы. Давно хочу работать в Белгосфилармонии, но меня туда никак не могут взять. Говорят, по закону этого нельзя делать, пока я студент.
— Много ли в Беларуси талантливых музыкантов, в частности, баянистов?
— Одаренных ребят хватает, но многие куда-то пропадают. Одних пугают материальные трудности, другим инструменты не позволяют раскрыться в полной мере. У нас так: решил стать музыкантом, надо идти до конца.

  Справка “НГ”

За последние два года баянист Владислав Плиговка выиграл 8 крупных международных конкурсов во Франции, Украине, Германии, Болгарии, Италии, Австралии, Шотландии. Среди них — чемпионат мира баянного искусства, “Клингенталь” и Тихоокеанский чемпионат.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter