Об Украине, ядерном оружии, маргинальных СМИ и отношения с Россией. Макей дал интервью телеканалу France 24

Владимир Макей, министр иностранных дел, на полях Генеральной Ассамблеи ООН дал интервью французскому телеканалу France 24. Пресс-служба министерства опубликовала русский перевод беседы. Приводим ее полностью.

Об Украине

- Мне хотелось бы поговорить с Вами о событиях в Украине. Россия в ответ на контрнаступление Украины провела мобилизацию. Многие люди считают, что в ближайшее время война станет еще более жестокой. Вы обеспокоены тем, что происходит?

 - Да, безусловно, мы обеспокоены тем, что происходит в Украине в целом. Украина – наш сосед, наш ближайший сосед. Мы три славянские государства. Естественно, мы заинтересованы в мире и стабильности в этом регионе. В прошлом нами были предприняты серьезные усилия, чтобы обеспечить позитивное развитие ситуации в нашем регионе. Если Вы вспомните события 2014 - 2015 годов.

- Минские соглашения…

 - Да, Беларусь сыграла значимую роль в создании условий для заключения Минских соглашений – Минск-1, Минск-2. На тот момент эти соглашения имели поистине важное значение: они, пусть и на короткий период, но остановили активную фазу конфликта на Востоке Украины.

И, конечно же, мы заинтересованы, как я ранее говорил, в мире и стабильности, потому что Украина была для нас, в первую очередь, очень важным торгово-экономическим партнером.  Даже сейчас, после начала специальной военной операции в феврале этого года…

 - Вы не называете эти события войной?

 - Возможно. Мы можем назвать то, что сейчас происходит – настоящей войной, но официально используется термин – специальная военная операция. Так говорят в России, но, я полагаю, большинство людей согласятся, что это война. Люди умирают, людей убивают, в том числе гражданских. Не проблема. Давайте поговорим о войне, но эта война продолжается с 2014 года, когда была развязана военная кампания против жителей Донбасса, Донецка и Луганска. Можно сказать, эта война длится с 2014 года. Сегодня, конечно же, мы заинтересованы в прекращении конфликта как можно скорее. Но я достаточно пессимистически настроен в отношении происходящих в Украине событий.

Как Вы упомянули, Москвой были приняты определённые решения. Я понимаю логику российских партнеров. Если говорить о конфликте в Украине, о войне в Украине, стоит оглянуться назад и вспомнить события 2021 года. Россией были направлены в адрес НАТО, США предложения по мерам обеспечения региональной безопасности, составленные с учетом имевшихся у российской стороны озабоченностей в данном вопросе.

Но Россия так и не получила никакого ответа. Мы можем понять логику действий наших российских партнеров.

 - Вы можете понять логику, стоящую за нападением России на Украину? Безусловно, это то, что говорит сама Россия: что война была начата НАТО и Западом. Но большинство людей с этим не согласны.

   - Возможно, многие не согласны с этим, но опять же, Россия не получила никаких ответов на свои предложения.

 - Но отсутствие ответа – это не приглашение к началу войны, не так ли?

   -  Но война на Востоке Украины продолжается с 2014 года.  Россия не виновата в тех событиях. Это была Украина, которая начала военную операцию против жителей Донецка и Луганска. И эта война длилась практически 8 лет. Кстати, бывший Президент Порошенко говорил, при чем открыто говорило, что мы-дескать подписали эти два Минских соглашения, но никогда не собирались их воплощать в жизнь . 

- Украинцы с Вами будут не согласны. Маленький практический вопрос: планирует ли Беларусь также провести мобилизацию?

   - Нет. Мы не собираемся участвовать в этой войне. Мы не участники…

 - Украина говорит, что Беларусь является участником войны.

   - Украина еще задолго до начала этой специальной военной операции заявила, что Беларусь является враждебной для нее страной. Это было сказано Министром иностранных дел Украины еще в декабре 2021 года. Я не понимаю почему он так сказал. Мы всегда были очень хорошими партнерами для наших украинских друзей. 

О ядерном оружии  

- Многие опасаются возможности использования ядерного оружия. Президент А.Лукашенко предостерегал против этого. Но в последнее время мы слышим заявления Владимира Путина и Дмитрия Медведева о то, что Россия может использовать ядерное оружие. Насколько Вы обеспокоены возможным использованием ядерного оружия в случае дальнейшей эскалации войны? Как Вы сами сказали, Вы пессимистично настроены в этом вопросе.

   - Мы в целом категорически против использования ядерного оружия.  Может, вы знаете, что еще в 90-ых мы вывезли ядерное оружие с территории Беларуси. Мы были первой страной, которая сделала это без каких-либо предварительных условий. Таким образом, мы полностью против использования ядерного оружия, потому что это приведет, на мой взгляд, к уничтожению человечества. Но, следует отметить, что мы в целом против использования любого оружия. Убежден, что всегда есть возможность сесть за стол переговоров и найти решение проблемы. Это то, о чем постоянно говорит наш Президент.

- Хорошо. Проясните, пожалуйста, один момент: Россия поставила Беларуси ракетные комплексы «Искандер», которые могут нести не только обычные, но и ядерные ракеты. Белорусские военные самолеты были переоборудованы под возможность несения ядерного оружия. Это было объявлено и подтверждено Вашим Президентом. Поэтому многим интересно, с этим вооружением может ли Беларусь быть использована для населения ядерного удара по Украине, если Россия попросит это сделать?

   - Опять же повторюсь, мы заинтересованы в прекращении конфликта как можно скорее. Мы не собираемся наносить удар..

 - Тогда почему Вам нужно это оружие? Зачем Вам комплексы, способные переносить ядерные боеголовки?

   - Мы должны также думать о безопасности своей страны. Как мы можем спокойно сидеть и смотреть на то, как растет контингент НАТО на западных границах Беларуси - в Польше, в Прибалтийских странах, как с каждым годом увеличивается количество проводимых НАТО военных учений? Только за последний год их количество увеличилось в три раза. Мы должны думать о безопасности нашего народа, о благополучии нашего народа. Мы пытаемся предпринимать ответные шаги.

 - То есть вы не собираетесь использовать ядерное оружие? 

 - Мы не собираемся использовать ядерное оружие. И мы не рассматриваем возможность использование какого-либо оружия против кого бы то ни было.

   - На Ваш взгляд, исходит ли для Беларуси военная угроза от НАТО, стран Запада или, быть может, какого-либо соседнего с Беларусью государства в Восточной Европе?

   - Я надеюсь, что такого не случится ни сейчас, ни в будущем. Но мы, безусловно, обеспокоены размещением вооруженных сил США в соседним с нами странах.  

- На Ваш взгляд, они могут напасть на Беларусь. 

- На мой взгляд, мир сейчас непредсказуем. Есть разные политики и многих из них абсолютно непредсказуемы. Никто не может предсказать, что случится в ближайшем будущем.

Об отношениях с Российской Федерацией

 - Хорошо. Вашу страну часто называют марионеткой России. Говорят, что после событий 2020 года, репрессий, Президент Путин является настоящим правителем Беларуси. Как бы Вы ответили на такие обвинения?

- Это подход маргинальных политиков, маргинальных СМИ. Мы проводим нашу собственную политику, независимую политику. Если вы внимательно проанализируете нашу позицию, в первую очередь, в отношении признания некоторых государственных образований, Вы поймете, что это не так.

 - В Украине, Вы про это?

   - В Украине, в некоторых других частях нашего региона. Но у нас существует целый комплекс договоренностей, соглашений с Россией в рамках Союзного государства. Эти соглашения нацелены на обеспечение равных прав нашим гражданам, унификации экономической политики в разных сферах и областях т.д. Безусловно, Россия – наш союзник.

 - Но не хозяйка?

 - Нет, не хозяйка. Но у нас есть обязательства в рамках Союзного государства и мы их должны учитывать.

 - Вы упомянули некоторые регионы, которые не признаются. Сейчас Россия предложила провести референдумы по самоопределению в ряде регионов Украины. Украина заявляет, что они проводятся под военным давлением и их результаты не должны признаваться. Если пройдут соответствующие референдумы, Беларусь признает эти регионы частью России?

   - Мы признаем Россию. Никто не может точно предсказать, что будет завтра. Мы изучим ситуацию и примем решение в соответствии с нашими национальными интересами, а не с интересами какой-либо другой страны. 

О контактах с Западом

- И последний вопрос. Очевидно, что после нескольких лет, когда казалось, что отношения Беларуси со странами Запада нормализовались, сейчас снова находятся на очень низком уровне. Готова ли Беларусь к улучшению отношений с Западом, будет ли Ваша страна предпринимать попытки снять отдельные санкции или Вы считаете, что на данные момент диалог невозможен?

   - Мы всегда выступаем за диалог. И даже сейчас, когда против нас введено 6 или 7 пакетов санкций, мы заинтересованы иметь каналы для коммуникации с ЕС открытыми, поскольку мы заинтересованы в ЕС, в первую очередь, как в хорошем торгово-экономическом партнере. Мы же соседи. Мы хотели бы диверсифицировать нашу экономику, политику.  Но, к сожалению, мы не видим готовности со стороны Европейского союза.

  - Может, потому что они ждут от Беларуси каких-то шагов… Было жесткое подавление протестов, люди были арестованы, многие до сих пор находятся в тюрьме. Европейцы говорят, что это политические заключенные. Т.е. они жду от Беларуси каких-то действий и не видят их.

   - Многие люди, которые были задержаны, уже на свободе. Но как мы можем назвать политзаключенными тех, кто взрывали милицейские машины, административные здания, готовили покушения на милицейских, предпринимали попытки организовать террористические акты на железной дороге и т.д. Я считаю, что во Франции за эти же проступки наказание было бы очень суровым. Нужно четко разделять понятия.

 - Многие правозащитные организации говорят, что люди получили тюремные сроки за свои взгляды, а не за противоправные действия. Именно поэтому Европа заявляет, что не может вести диалог с Беларусью.

 - В нашем законодательстве нет статьи за политические взгляды. Люди были арестованы после того, как они приняли участие в организации т.н. «цветной революции» в Беларуси. Они наказаны за конкретные нарушения национального законодательства. И опять же, я считаю, что во Франции за эти же поступки наказание было бы намного более суровым. Никто в Беларуси не наказан за свои политические взгляды. Вы можете прямо сейчас приехать в Беларусь и поговорить с людьми.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter