Этой осенью поклонники таланта Анатолия Папанова отметили 100-летие со дня рождения актера

Об одном жалею... Годы

Народный артист СССР Анатолий Папанов создал так много запоминающихся комедийных и драматических образов в кино, что не проходит недели, чтобы по телевизионным каналам не показали картины «Дети Дон Кихота», «Берегись автомобиля», «Бриллиантовая рука», «По семейным обстоятельствам», «Белорусский вокзал», «Дайте жалобную книгу», «12 стульев» и многие другие. Этой осенью поклонники таланта Анатолия Папанова отметили 100-летие со дня рождения актера.

kino-teatr.ru

Тайники души

В тайниках души Анатолия Дмитриевича было сокрыто многое. Не зря именно так назван документальный фильм о нем, недавно созданный российскими кинематографистами.

На долю его поколения выпало немало трагических испытаний. Он родился в 1922 году в Вязьме. В 19 лет ушел на фронт. Держал оборону под Харьковом, получил серьезное ранение в ногу и был списан в запас. В 1942-м приехал в Москву, где сумел осуществить свою мечту — стать актером. Несмотря на инвалидность и хромоту, был зачислен сразу на второй курс ГИТИСа. Получив актерский диплом, работал в разных труппах, но главным коллективом его жизни стал Театр сатиры.

Более 40 лет Папанов выходил на сцену, сыграл в 50 спектаклях, снялся в 70 фильмах. Многим театралам до сих пор памятны спектакли с его участием: «Ревизор», «Дом, где разбиваются сердца», «Таблетку под язык» (по пьесе белорусского драматурга Андрея Макаенка), «Бег», «Вишневый сад» и другие… Многие минчане помнят масштабные гастроли Театра сатиры, проходившие в 1980-х. Анатолий Дмитриевич запросто мог почитать газетку, сидя на скамейке в скверике, радушно раздавал автографы и рад был пообщаться со всеми белорусскими поклонниками.


Нельзя не вспомнить, что особой популярностью у зрителей на экране и театральных подмостках пользовался дуэт Анатолия Папанова и Андрея Миронова. Они невероятно дополняли один одного. И ушли друг за другом в роковом августе 1987 года. Сегодня актерскую династию продолжает дочь артиста Елена Папанова.

А еще он проявил себя как педагог, режиссер, актер озвучки: без его голоса трудно представить шедевр советской мультипликации «Ну, погоди!». Елена Папанова признавалась: «Папа как-то сказал режиссеру Вячеславу Котеночкину: «Мне твой Волк перегрыз всю мою биографию». Везде отца просили, чтобы он произнес: «Ну, погоди!» В общем, Волк был на первом месте у зрителей».

Без внешних эффектов

К своим героям актер всегда подходил творчески: придумывал реплики и детали костюмов. Он любил роль многодетного отца Петра Бондаренко, заведующего роддомом из фильма «Дети Дон Кихота». В своей автобиографической книге «Холодное лето» Папанов пишет: «При работе над фильмом мы знакомились с работой врачей родильного дома, полтора месяца я изо дня в день проводил в клинике — потом меня стали принимать иногда за настоящего доктора. Мы беседовали со старым врачом, который, как и мой герой, принял 20 тысяч младенцев. Все увиденное ошеломило нас. Конечно, это бесценный для любого артиста опыт.


Иногда скрываемая внутренняя драма и воспоминания о войне прорывались в работе: например, в образе генерала Серпилина в фильме Александра Столпера «Живые и мертвые». На эту роль его порекомендовал автор романа Константин Симонов, увидевший Папанова в театре. Через этого героя, как и через персонажа Николая Дубинского из «Белорусского вокзала» Андрея Смирнова, актер смог донести до зрителей свое отношение к войне и воевавшему поколению.

Кстати, Анатолий Дмитриевич искренне любил «Белорусский вокзал». «В неброской по форме картине по сценарию Вадима Трунина нет ни занимательного сюжета, ни внешних эффектов, — отмечал актер в книге «Снимайте шляпу, вытирайте ноги», составленной на основе статей и интервью. — Фильм даже нарочито нединамичен. Он живет другим: нравственным климатом высокого накала. Верно, поэтому он нашел отклик и в людях младшего поколения, не заставшего войны. Точный выбор актеров во многом определил успех ленты».

Еще раз к теме достоинства человека в экстремальной ситуации Анатолий Папанов обратился в своей последней киноработе — драме Александра Прошкина «Холодное лето пятьдесят третьего…» (1987), которая стала настоящей бомбой позднесоветского кинопроката. Дуэт Анатолия Папанова и Валерия Приемыхова — один из самых запоминающимся в советском кино. Из-за скоропостижной кончины Папанова его персонажа озвучивал Игорь Ефимов.


Коллеги вспоминают, что Анатолий Дмитриевич оставался закрытым человеком, не говорил о личной жизни, своих достижениях. Он казался загадкой, обрастал слухами и легендами. Кто хочет что-то узнать о его браке с актрисой Надеждой Каратаевой, пусть пересмотрит спектакль Валентина Плучека «Гнездо глухаря» по пьесе Виктора Розова, в котором они бесплатно дают всем желающим уроки с виду такой беспечной и благополучной семейной жизни.

Феномен Папанова

В Театре сатиры 4 ноября прошел вечер, посвященный 100-летию Анатолия Папанова. Коллеги, друзья и близкие знаменитого артиста сквозь призму его ролей в театре и кино рассказали о многогранности личности артиста. В вечере приняли участие Александр Ширвиндт, Вера Васильева, Андрей Смирнов, Елена Папанова, Юрий Васильев, Зинаида Матросова, Нина Корниенко, Наталия Фекленко и многие другие. Все сошлись на том, что без уникальной человеческой и актерской индивидуальности Анатолия Папанова феномен одного из самых популярных советских театров ХХ века мог и не состояться.
БАЙКА

Как-то, вернувшись из Парижа, главный режиссер Театра сатиры Валентин Плучек мечтательно сказал, глядя на Папанова: «Был бы на вашем месте Жан Габен…» «Вы тоже не Питер Брук», — нашелся Анатолий Дмитриевич.

С белорусским колоритом

С белорусскими кинематографистами Анатолий Папанов работал неоднократно. В 1971 году Белорусское телевидение сняло трехсерийный художественный фильм «Вся королевская рать» по одноименному роману Роберта Пенна Уоррена, где актер исполнил роль отца Джека.


В 1982-м на киностудии «Беларусьфильм» по заказу Гостелерадио СССР режиссер Виталий Дудин снял фильм «Иван», в котором Анатолий Папанов сыграл главную роль — добродушного деда Ивана, всю жизнь проработавшего в колхозе плотником. Бывший фронтовик, комиссованный после тяжелого ранения, везде и всем помогает, то и дело получая нагоняи от жены Марьи. Ее роль блестяще сыграла выдающаяся белорусская актриса Галина Макарова. И только спустя 30 лет выяснилось, что Ивана еще с войны «ищет» орден Красного Знамени, — одна из высших наград СССР.

А в 1983 году Анатолий Дмитриевич исполнил главную роль в комедии Валерия Рубинчика «Комический любовник, или Любовные затеи сэра Джона Фальстафа».

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter