Об интеграции с Россией, покупке нефти и переговорах с Путиным. Собрали самое интересное со встречи Лукашенко со светлогорчанами

Посещая сегодня Светлогорский ЦКК, Президент пообщался с трудовым коллективом предприятия и сделал ряд заявлений. Мы собрали для вас все самое интересное.


Об интеграции

Глава государства откровенно рассказал о некоторых проблемных вопросах белорусско-российской интеграции. В частности, Александр Лукашенко отметил, что он являлся инициатором интеграции изначально и остается ее сторонником сейчас. Однако она, обратил внимание белорусский лидер, должна проходить на равноправных началах. Президент подчеркнул: со стороны отдельных российских средств массовой информации и чиновников звучат намеки, что равные цены на нефть и газ возможны только в случае вхождения Беларуси в состав России. «Поглощение Беларуси Россией — это не интеграция. Это инкорпорация. Я на это никогда не пойду», — заявил Александр Лукашенко.

О работе по дорожным картам

Беларусь и Россия не обсуждают создание наднациональных органов, но работа по дорожным картам продолжится, отметил Президент.

«Мы будем и дальше работать по интеграции. В этом нет ничего плохого», — сказал белорусский лидер. По его словам, создание наднациональных органов и других объединений, что было предусмотрено 31-й дорожной картой, стороны договорились не обсуждать. «Чисто экономические вопросы по интеграции», — пояснил Президент.

О войне в Украине

Говоря о состоявшихся на прошлой неделе переговорах с Владимиром Путиным, Александр Лукашенко отметил, что обсуждение началось еще с проблем середины прошлого века, а затем стороны затронули современные угрозы в своем регионе и других частях света, в том числе и ситуацию в Украине. «Пострадали наши люди. Война абсолютно глупая, бестолковая, братоубийственная. Этого быть не должно», — акцентировал внимание Глава белорусского государства.

«Мы все обсуждали, сопоставляя точки зрения. Я, конечно, аккуратно выводил разговор на то, что вместе мы многое сделали. Мы отстояли нашу страну. Я ему напомнил, сколько погибло людей, сколько деревень было сожжено вместе с жителями. Он сказал о том, что практически 70% потерь — россияне», — раскрыл подробности Александр Лукашенко.

Об энергоносителях

Также Александр Лукашенко и Владимир Путин затронули сотрудничество в советские годы и вышли на современные проблемы в нефтяной сфере. «Я напомнил, что на те нефтедобывающие, газодобывающие скважины (в России.  Прим. ред.) летали самолеты из Гомеля, Витебска, Могилева, да и из Минска. То, что мы бурили и создавали в советские времена, в одну ночь оказалось чужим. И мы сегодня вынуждены покупать по мировой цене эту продукцию, а Россия у себя продает это в полцены или одну треть», — заметил Александр Лукашенко.

По его мнению, Россия сегодня как правопреемница СССР не должна уходить от обещаний советского правительства. В частности, Президент не понимает, почему Беларуси, которая больше всего пострадала от взрыва на Чернобыльской АЭС, не оказывается поддержка. Александр Лукашенко предложил российской стороне поставлять на пострадавшие белорусские территории газ по более низкой цене, чем в другие белорусские регионы. «Люди еще не могут пользоваться и древесиной, и другими видами топлива в силу этой беды», — пояснил он.

О диверсификации

Беларусь продолжит закупать нефть в других странах, даже если она будет дороже российской, подчеркнул Александр Лукашенко.

Белорусский лидер рассказал: во время переговоров в Сочи Владимир Путин засомневался, что белорусская сторона продолжит покупать нефть в других странах. «Зачем вы будете это делать, если она все равно дороже российской?» — спросил он.

Александр Лукашенко заявил, что Беларусь продолжит диверсифицировать закупки. «Чтобы каждый год 31 декабря не стоять на коленях», — пояснил Глава белорусского государства.

О цене природного газа

— Когда мы им продали трубу «Белтрансгаза» за 5 миллиардов долларов, они обещали нас вывести на равные цены с Россией, — отметил Александр Лукашенко. — В Смоленской области сегодня 80 долларов природный газ. Вот и все союзное строительство. Сейчас все упрекают меня в этих Telegram-каналах, что Лукашенко такой-сякой, торгуется, хочет для себя все вытащить. Я ничего лишнего не хочу. Мы в союзе. И не только в Союзе Беларуси и России, но и в Евразийском экономическом союзе. Мы договорились, что у нас будет торговля товарами и услугами без таможенных пошлин. А какой же союз, если нет равных условий для людей, предприятий? У вас газ, допустим, 200 долларов, а у таких предприятий в России — 100 долларов или 80. Как с ними конкурировать? Значит, нам приходится меньше жечь электричества, в холодине работать, зарплату людям меньшую платить и так далее. Вот вам и равные условия. Вот за что я борюсь и чего хочу. Ни в коем случае не дешевле. Пускай газ будет по 200 долларов, а не 127. Но как у россиян, так и у нас, если мы хотим, чтобы это были действительно равные условия.

О БелАЭС

Одной из проблем во взаимоотношениях Беларуси и России Александр Лукашенко назвал урегулирование ситуации вокруг БелАЭС:

— Вы знаете, что россияне должны были в 2018 году ввести первый блок, в 2019-м — второй. Но сорвали сроки, а там огромные штрафные санкции.

Владимир Путин предложил найти компромисс, поскольку санкции пришлось бы выплачивать из российского госбюджета.

— Я говорю: хорошее предложение, у меня будет встречное, — продолжил Глава государства. — Вы сорвали сроки, значит, давайте договоримся, что процент по кредиту сократим до того уровня, как вы строите в Венгрии, во Вьетнаме (где-то около 3%). Мы не будем вводить санкции, и это как раз то на то и придется. И кредит, коль вы сроки сорвали, мы начнем выплачивать не через два года, а через пять. Логично? Логично. Неуютно, неудобно, но решили, что в этом плане мы будем договариваться: другого не дано. Или мы вводим санкции за просрочку (а там большие деньги), или они подвигаются по кредиту. Это вполне нормально. И отторжения у Президента Путина на сей счет не было.

О глубине переработки целлюлозы

Помимо глобальных тем Президент во время общения с трудовым коллективом Светлогорского ЦКК, разумеется, затронул и частные вопросы. Так, Глава государства обратил внимание на то, что для дальнейшего развития нам необходима глубина переработки целлюлозы. «Надо из нее делать упаковочные материалы, уходить от полиэтилена, заворачивать все это — булочки, пирожки — в бумагу. Мы должны не позже этого года построить здесь цех, купить машину и перерабатывать 300—350 тысяч тонн целлюлозы из 400 тысяч», — поставил задачу Александр Лукашенко.

О сельском хозяйстве Гомельской области

Также Президент отметил, что ближайший год будет во многом определяющим для сельского хозяйства Гомельского региона: «Или мы поднимаем Гомельщину на нужный уровень, или мы будем принимать в сельском хозяйстве жесткие меры — как в Витебской области».

Среди основных проблем сельского хозяйства Гомельской области Президент назвал слабую организацию.

— На селе сегодня не надо много людей. Лишние люди на селе  — это больше проблема, чем недостаток. Потому что их надо чем-то занять. А как? Надо производства какие-то открывать, — сказал Глава государства. — Нет у нас недостатка людей. Пришла энергонасыщенная техника. Один трактор заменяет десять тракторов того периода, когда я работал в сельском хозяйстве.

Об экологических проблемах

Белорусскому лидеру был задан вопрос о шумихе в интернете по поводу экологических проблем предприятия.

— Когда мне доложили, что здесь дурно пахнет, разборки были жесткие, — подчеркнул Александр Лукашенко. — Экология — вопрос номер один. Мы не должны в XXI веке создавать производства, от которых сами отравимся и детей своих отравим. Отравы нам хватает на планете.

Кстати, эту же тему Глава государства поднял и во время посещения самого предприятия. Поинтересовался, решены ли все экологические вопросы при создании нового производства. «Дурно пахнущего нет? » — спросил он.

Президента заверили в отсутствии экологических претензий к работе нового производства сульфатной беленой целлюлозы.

— Иначе мы не подписали бы акт ввода, — отметил председатель концерна «Беллесбумпром» Юрий Назаров.

Александр Лукашенко подчеркнул: лично для него экология — это важнейшее.

— А что касается государства, — отметил он, — вы знаете, сейчас все живут экологическими проблемами. Загрязняем воздух, производим черт знает что и черт знает в каких объемах. Уже и дети — как Грета Тунберг — начали заниматься спасением экологии. Поэтому мы не можем быть в стороне.


***
Работники предприятия после общения с Главой государства вручили ему свой подарок. Представители завода передали Президенту панно, вырезанное из белорусской беленой целлюлозы. На картине изображена малая родина Президента, центральное место занимает обновленный дом, где Александр Лукашенко жил со своей матерью.

Собственная информация и по материалам БЕЛТА

Фото: БЕЛТА
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter