Об этом писала «СБ» 6 июля 1967 года

На первой полосе был опубликован, как сейчас сказали бы, рекламный модуль V Московского международного кинофестиваля. В тексте сообщалось, что «в Кремлевском Дворце съездов состоялось его открытие. Несмотря на свою молодость, московские кинофестивали завоевали большую популярность. Этот фестиваль — юбилейный. Он проводится в год 50–летия Великого Октября».

Тема, как видите, фестивальная, а значит, богатая на имена и светские события, но начнем мы с истории.

Московский международный кинофестиваль родился в 1935 году. Первый приз был присужден фильмам «Чапаев» (реж. братья Васильевы), «Юность Максима» (Г.Козинцев, Л.Трауберг) и «Крестьяне» (Ф.Эрмлер). Долгое время фестиваль проводился по нечетным годам и лишь с 1999 года стал ежегодным.

С 1972 года МКФ был зарегистрирован Международной ассоциацией кинопродюсеров (ФИАПФ) по классу А, что здорово повлияло на престиж советского киноискусства. Как известно, к этой категории — класс А — относятся известные кинофорумы в Берлине, Канне, Венеции, Сан–Себастьяне и Карловых Варах. Вот на каком уровне советские кинематографисты проводили творческие конкурсы и награждали лучших!

Прошли годы, и в перестроечное время фестиваль удалось сохранить лишь благодаря государственной поддержке, а не присутствию на нем Никиты Михалкова, как, уверена, многие думают. Учредителем МКФ стало правительство России, которое ежегодно выделяет на его проведение финансовые средства. Кстати, еще лет 10 тому назад Михалков к этому фестивалю имел опосредованное отношение, стоял себе где–то в кулисах и слушал приветственный спич коллеги Сергея Соловьева — именно он был первым «лицом» фестиваля, ему доверяли открывать и закрывать МКФ.

Сегодня критики с мировыми именами говорят, что московскому фестивалю понадобится 10 — 20 лет, чтобы достигнуть уровня Канна или Берлина. Мол, мировые кинофорумы — это сочетание кассовых фильмов и гламура, а не групповая рыбалка на Волге Михалкова с товарищами из Голливуда под песни Надежды Бабкиной... Ну это их мнение.

А нам чего спорить? Ни белорусский зритель, ни наше кино к современному фестивалю пока не имеют отношения. И дело не в том, что наших кинематографистов на Волгу не зовут: с рыбалкой справились бы, а в том, что качественного и конкурентоспособного кино у нас, увы, нет. Почему? Не знаю!

Фестивальный 1967 год — последний, когда на МКФ присуждался Большой приз. Статуэтки «Святого Георгия» — призы уже суверенной России. Через две недели фильмы — лауреаты МКФ–67 привезли в Минск. В лучших кинотеатрах «Партизан», «Победа», «Комсомолец» три дня демонстрировали зарубежные картины из конкурсной программы. Об этом свидетельствует информационная статья в «Советской Белоруссии» от 21 июня 1967 года.

Большой приз за лучший полнометражный фильм был присужден фильму «Журналист» (режиссер Сергей Герасимов), но фильм в Минске не показали. Картина эта самая обычная, скучно рассказывает о рядовой командировке молодого журналиста в уральский город... Сегодня ясно, что золотой фонд киноискусства СССР лента не пополнила, но зато представила зрителям великолепный актерский ансамбль: замечательного Юрия Васильева — актера Малого театра (того самого негодяя Рудольфа–оператора из к/ф «Москва слезам не верит») и Галину Польских, которая успела к тому моменту засветиться на экране в фильме «Я шагаю по Москве».

Честно говоря, международные конкурсные мероприятия четко реагировали на политическую обстановку в мире. И эта традиция сохранилась до сегодняшних дней. Скажем, в середине 90–х годов Александр Рогожкин привез свой чудаковатый фильм об особенностях национальной охоты в Венецию и получил приз под тотчас же придуманную прессой номинацию «Окно в Европу». Думается, что приз дали за дерзость и смелость, т.к. к большому искусству кинорассказ о егере Кузьмиче и генерале с компанией отношения не имеет. А впрочем...

Антифашистский фильм известного и в мире кино любимого режиссера Стэнли Крамера «Корабль дураков» в 1967 году сняли с конкурсной программы. Без объяснений. Лента была показана в Москве лишь в 1983 году...

Вне конкурсной программы почему–то был показан фильм Сергея Бондарчука «Война и мир», который через год получит за океаном «Оскара»...

Конечно, хочется вспомнить Вивьен Ли, которую любили в СССР как благородную леди Гамильтон, а позже — Скарлетт. А еще зрители помнили, что вслед за Гретой Гарбо Вивьен Ли сыграла и Анну Каренину. В 1967 году актрису ждали в гости на МКФ, но весть о ее внезапной смерти многие восприняли как нелепую шутку. Ее не стало в 54 года.

Есть еще один факт — встреча на этом же фестивале актеров Марины Влади и Владимира Высоцкого. Точнее, французская актриса Влади приехала на фестиваль и специально пришла в театр на Таганку, чтобы увидеть скандальную и очень талантливую труппу...

Но дальше вы знаете.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter